05.12.2022

Обучение с цифровыми сервисами: за и против

В этом материале мы решили откровенно обсудить цифровизацию образования и понять, какие сложности с ней связаны и какие преимущества она даёт.

Разобраться в вопросе помогли Амбассадоры цифрового образования — учитель информатики Алексей Атапин и учитель физики Екатерина Шинкоренко. Они поделились опытом, рассказали, как цифра повышает эффективность работы и как педагогам справляться с трудностями.

⛏ Цифровизация — это просто инструмент

По словам Амбассадоров, все их коллеги применяют цифру на уроках из энтузиазма. Более того, они уверены, что это максимально правильная стратегия.
Нужно понимать, что цифровые сервисы на уроке не панацея, не залог успешного урока и глубоких знаний.
Алексей Атапин
Амбассадор цифрового образования, учитель информатики
Поэтому педагогам важно сосредоточиться на эффективности тех методов, которые они пробуют. Например, использовать сервисы, для которых нужна даже минимальная подготовка — неудачная идея.

Это значительно усложнит работу с классом, так как всё внимание школьников будет направлено на освоение сервиса. Лучше включать интерактивные и цифровые элементы в уроки постепенно — от самых простых к более сложным.

Начать можно с тех, где детям достаточно только отвечать на вопросы — интерактивные тесты или кроссворды. А к многосоставным квестам и квизам готовиться заранее и пробовать их поэтапно.

По словам Алексея, важно формировать взгляд на цифровые сервисы как на удобное дополнение, которое может приносить пользу. Это не значит, что цифра не имеет минусов — они есть и заслуживают обсуждения. Потому что только полноценное погружение в этот вопрос позволит использовать её эффективно.

Иногда учителя сталкиваются с неодобрительной реакцией со стороны родителей, когда используют цифру в работе. Мы подробно разбирали, как общаться с ними и отвечать на сложные вопросы о цифровизации, в одном из наших прошлых материалов.

Екатерина и Алексей считают, что с недоверием можно справиться, если чаще говорить о том, как и для чего цифровые сервисы применяют в принципе.

Цифровые технологии экономят время педагогов и снижают стресс

Цифровизация не только делает учебный процесс эффективнее, но и повышает благополучие педагогов. Как именно --- читайте в статье
Цифровые технологии экономят время педагогов и снижают стресс
Цифровизация не только делает учебный процесс эффективнее, но и повышает благополучие педагогов. Как именно --- читайте в статье
У каждого родителя всегда есть собственное представление, как строить образовательный процесс. Цифра это в первую очередь непривычно, а новое всегда вызывает недоверие.
Алексей Атапин
Амбассадор цифрового образования, учитель информатики

⛔ Какие есть минусы

В наших материалах мы часто обращаем внимание на положительные стороны цифровизации и предметно их обсуждаем, рекомендуем полезные сервисы для учителей в дайджестах.

В этой статье впервые разбираем с педагогами сложности, которые могут возникнуть при внедрении цифровых сервисов в учёбу. Вот чем они поделились.

1️⃣ Качество организации

Одна из проблем для учителей и учеников — постоянная регистрация в новых сервисах, необходимость запоминать их специфику и большое количество логинов и паролей. С одной стороны, цифровые платформы открывают доступ к новым форматам обучения, с другой — вынуждают держать в голове или хранить в документах много лишней информации.

Екатерина рекомендует смотреть вебинары учителей-практиков, которые много работают с цифрой и делятся своим опытом. А пароли и логины хранить в одном легкодоступном месте.
Регистрируйся там, используй это и вот это. Особенно меня удивила платформа, на которой всем нужно регистрироваться через Госуслуги! Как ни странно, у меня лично получилось зарегистрироваться только после отмены интеграции с Госуслугами.
Екатерина Шинкоренко
Амбассадор цифрового образования, учитель физики и астрономии в МБОУ «СОШ № 35»

2️⃣ Отсутствие необходимой техники

К сожалению, не все школы достаточно хорошо оснащены оборудованием, чтобы использовать разные цифровые форматы. Поэтому для многих учителей и детей доступ к подобным форматам образования затруднён.

Алексей рекомендует педагогам попробовать те сервисы, которые работают с гаджетов. Телефоны есть у большинства детей, и применять их тоже можно эффективно.
Есть много результативных учителей, которые работают в привычных для них манере и темпе без дополнительных инструментов. Цифра — это всего лишь один из способов работы с классом.
Алексей Атапин
Амбассадор цифрового образования, учитель информатики

3️⃣ Недостаток методических материалов

Учителя, которые хотят пробовать новое, вынуждены разбираться в цифровых инструментах самостоятельно, и это отнимает много времени. Есть сервисы с дружелюбным интерфейсом и инструкциями, но это касается лишь части из них.

Мы стараемся упростить доступ к информации для педагогов. Например, постоянно помогаем им разбираться в новых платформах, знакомим с возможностями Сферума и VK Мессенджера, выпускаем полезные инструкции.

✅ Какие есть плюсы

По мнению наших Амбассадоров, у цифры много достоинств, именно поэтому её используют всё чаще. Мы приводим в пример те, в которых они единодушно сошлись.

1️⃣ Альтернативные форматы подачи информации

Например, использование визуальных элементов или игрового формата эффективно вовлекает детей в урок. Об этом говорит практика как Алексея, так и его коллег. При таком подходе количество форматов ограничено только фантазией учителя, поэтому на выходе получается бесконечное количество уникальных уроков.

Для этого можно попробовать платформу Joyteka. Она предоставляет доступ к большому количеству квестов, викторин и тестов, в которых используются изображения и видео.

2️⃣ Вау-эффект и гибкость

Яркие впечатления на уроке лучше закрепляются в памяти: благодаря им ребёнку проще вернуться к ключевым моментам урока, а учителю — направлять его внимание. Цифра также выручает на практических занятиях, где невозможно воспроизвести тот или иной процесс. Например, объяснить работу атомного реактора на уроке физики.

Чтобы объяснить сложные явления физики, можно использовать материалы из научно-просветительской платформы Homo Science. Например, можно рассказать детям о том, как работает давление, с помощью опыта с шариком, который не лопается при протыкании.

3️⃣ Эффективность коммуникации

Учителю больше не нужно проводить классные часы и родительские собрания очно — достаточно организовать удалённый звонок. Это позволяет учителям, детям и даже родителям не тратить лишнее время. Отправлять домашние задания, анонсировать мероприятия и поддерживать связь по внеурочным вопросам тоже можно через мессенджеры.

Например, учебный профиль Сферум в VK Мессенджере позволяет создавать тематические чаты для школьников, группировать классы, устанавливать внутренние правила общения и быстро делиться важной информацией.

❓ Оправдано ли использование цифровых сервисов в обучении?

По мнению Екатерины и Алексея, необходимо проделать большую работу, чтобы решить все проблемы. Создание методических материалов, обучение педагогов, формирование каталогов с цифровыми сервисами, унификация регистрации и входа — то, на что они хотят обратить внимание в первую очередь. Но даже наличие таких минусов не перевешивает для учителей потенциальную пользу.
Я постоянно повторяю, что цифра должна быть не вместо обучения, а вместе с ним. Когда офлайн и онлайн органично дополняют друг друга. Это мой принцип.
Екатерина Шинкоренко
Амбассадор цифрового образования, учитель физики и астрономии в МБОУ «СОШ № 35»
Полезный материал?
Читайте также: