17.11.2022

Как организовать и провести гибридный урок

Иногда часть учеников не может присутствовать на уроке лично из-за плохой погоды или для раскрытия интересной темы нужен специалист, который уехал из города. В таких случаях учитель может провести гибридный урок. Мы поговорили с Амбассадором цифрового образования, учителем информатики и математики Ладой Сащенко, о том, что это такое и как она использует VK Мессенджер для этих целей.

❓ Что такое гибридный урок и зачем он нужен

Термин «гибридный урок» означает занятие, на котором часть школьников или спикер присутствуют удалённо, а другая часть — очно.

Есть мнение, что гибридным уроком можно называть и полностью очное занятие, на котором используют цифровые сервисы, но корректнее называть такой формат смешанным обучением. Путаница возникает из-за того, что понятия не взаимоисключают друг друга: гибридный урок можно провести в рамках смешанного обучения.
Эти термины — не синонимы. Гибридный урок — формат занятий, когда часть обучающихся присутствует в классе очно, а некоторые подключаются онлайн и синхронно вовлечены в обычный урок.

Как занятия в формате смешанного обучения, так и гибридные уроки требуют от педагога дополнительных ресурсов: фактически он готовит материалы, задания и планирует пространство взаимодействия для двух разных групп, даже если урок для них проходит одинаково.
Лада Сащенко
Амбассадор цифрового образования, учитель информатики и математики

⏳ Что нужно, чтобы провести гибридный урок

Выбрать платформу

Инструмент для проведения гибридного урока должен быть удобным и понятным как учителю, так и ученикам, быстро работать и запускаться с разных устройств. Например, VK Мессенджер может стать помощником для учителя в проведении гибридных занятий.

По словам Лады Сащенко, сервис обладает всеми необходимыми функциями для оперативной работы, в том числе и «на бегу»: сообщения, прикрепление документов, копирование и вставка фрагментов текста, видеозвонки, аудиосообщения.
Да, нет библиотеки документов и возможности совместного написания статей, но этим объективно удобнее заниматься на компьютере, а не в смартфоне.
Лада Сащенко
Амбассадор цифрового образования, учитель информатики и математики

Рассчитывать силы

Гибридные уроки требуют большей концентрации и усиленной подготовки. Если нет необходимости проводить такие уроки регулярно, лучше организовывать гибридные занятия только для значимых мероприятий.

Составить план урока заранее

Подготовьте все материалы к занятию за несколько дней до начала. Так как ваше внимание будет направлено на две группы школьников, времени на импровизацию будет меньше.

Проверить всё техническое оснащение

Продумайте рассадку класса, место спикера, расположение нужных вам материалов или предметов, чтобы всё было видно ученикам по видеосвязи. Также откройте все необходимые программы и презентацию, чтобы иметь к ним быстрый доступ, и не забудьте проверить работу интернета.

✨ Как это работает на практике

Всё, что требуется от учеников, которые не могут присутствовать на уроке лично, — компьютер или телефон с камерой, микрофоном и стабильным интернетом. Учителю же нужен компьютер с веб-камерой, с помощью которой изображение класса и доски транслируется ученикам.

Лада считает, что лучший вариант для такого формата — интерактивная доска, изображение с которой сразу выводится на устройства отсутствующих.
В некоторых школах всё просто: там установлены интерактивные доски, подключённые к системе МЭР. Трансляция с них может идти сразу на устройства учащихся, которые находятся вне школы. В других же школах технический ресурс ограничен, приходится тщательно продумывать, что и как транслировать.
Лада Сащенко
Амбассадор цифрового образования, учитель информатики и математики
В таком случае амбассадор рекомендует больше внимания уделить расположению камеры и качеству изображения. Лучше всего при помощи коллег провести тестовую трансляцию и выбрать правильный угол и удалённость устройства от доски. Во время пандемии Лада тоже сталкивалась с проблемами, но их удавалось решить.
Была ситуация, когда изображение видеокамеры было слишком некачественным, а урок был наполнен интересными практическими заданиями. Пришлось использовать дополнительный компьютер: задания для отсутствующих я вывела на него, а для ребят в классе — на другой, подключённый к проектору. Один из учеников помог мне синхронизировать работу, и всё получилось.
Лада Сащенко
Амбассадор цифрового образования, учитель информатики и математики
В качестве примера гибридного урока Лада приводит историю, когда на уроке технологии она показывала ученикам программу для 3D-проектирования.

Задача детей была простой — построить модель шахматной фигуры по уроку её коллеги-педагога Светланы Любавиной. Спонтанно у Лады возникла идея пригласить Светлану присоединиться к уроку онлайн. Всему классу она представила её как автора разработки. С помощью видеозвонка эксперту продемонстрировали общий вид класса, а затем работы каждого учащегося поочерёдно. Живые комментарии от автора вызвали у детей восторг.

❤️ Почему это удобно

Раньше для проведения гибридного урока детей нужно было собирать по отдельности, создавать новые комнаты в отдельных сервисах для связи, делиться ссылками с отсутствующими школьниками.

Сейчас с помощью цифровых инструментов учитель может заранее договориться с классом о гибридном занятии, выслать задания, описать план урока и провести его. И всё — в одном приложении. Достаточно скачать VK Мессенджер на устройство и войти в учебный профиль Сферум или создать его.

Мы подготовили подробную инструкцию, как начать пользоваться VK Мессенджером. Читайте и делитесь с коллегами — пусть образовательный процесс станет ещё интереснее.
Полезный материал?
Читайте также: