09.02.2023

Как учителю вести и развивать блог

Любой профессионал может завести блог, чтобы делиться своим опытом. Не важно, в какой сфере работает человек — IT-специалист, фотограф или врач. Мы поговорили с Александром Оджо, членом совета учителей-блогеров, Амбассадором цифрового образования о том, почему блог полезен и учителю, что делать, чтобы успешно его развивать, и где искать вдохновение.

Чем полезен блог для учителя и есть ли на это запрос

По мнению Александра, не каждому учителю нужен блог: это дополнительная нагрузка, на которую уходит много времени и сил. Если педагог сильно загружен, у него не получится эффективно совмещать ведение соцсетей со школьными занятиями. Но тем, у кого есть желание и ресурс, профессиональный блог может помочь в развитии навыков и даже спасти от эмоционального выгорания.

Некоторые учителя используют его, чтобы построить персональный бренд — продвигать себя как специалиста и карьерно расти. Другие — как средство самовыражения, поиска нового опыта и расширения профессиональных связей.
Лично я просто люблю делиться своими разработками, идеями, материалами с коллегами и учениками.
Александр Оджо
Амбассадор цифрового образования, член совета учителей-блогеров, учитель истории и обществознания
По наблюдениям Александра, учительские блоги — активно развивающийся формат, который появился в начале прошлого десятилетия. Их целевая аудитория — в равной степени ученики, родители и учителя.
Мне кажется, люди привыкли, что блоги ведут знаменитости и звёзды. Но чем учитель не публичная личность? Каждый день мы взаимодействуем с учениками, родителями, рабочим коллективом, администрацией и коллегами из педагогического сообщества по всей стране.
Александр Оджо
Амбассадор цифрового образования, член совета учителей-блогеров, учитель истории и обществознания

Какие бывают блоги и какие площадки лучше всего

Определиться с форматом и выбрать канал связи — два самых важных шага. Если площадка удобна, а концепция ясна, вести блог будет ощутимо комфортнее. Амбассадор считает, что учительские блоги условно можно разделить на три типа:

  • Методические: как правило, их целевая аудитория — другие педагоги. В них учителя выкладывают свои разработки: идеи для уроков и заданий, рабочие листы и другие материалы, полезные в работе.

  • Обучающие направлены на учеников. Учителя рассказывают детям про неочевидные решения сложных задач, делятся советами о сдаче экзаменов, выкладывают интересные задания для своих классов.

  • Поддерживающие — для работников сферы образования в целом. В таких блогах учителя публично говорят о проблемах профессии, эмоциональном выгорании и делятся советами с коллегами.

Это не все форматы, в которых можно работать. В учительских блогах ещё много пространства для творчества — не стоит зацикливаться только на том, что проверено временем. Но если учитель уверен в концепции, то ему нужно подобрать площадку. Вот лучшие площадки, по мнению эксперта:

  • ВКонтакте — соцсеть позволяет делать разные типы страниц: личную или публичную, группу. Это удобно для ведения блога.

  • Дзен — платформа постоянно в топе по числу учительских блогов. Она подходит для написания статей с иллюстрациями и видеоматериалами.

  • Одноклассники — активно растущая площадка для новых авторов. По словам Александра, сейчас блоги активно растут именно там.

Как оптимизировать работу и привлечь первую аудиторию

Мы попросили Александра дать универсальные советы, как учителю найти баланс в работе и творчестве, и рассказать про важные шаги в привлечении аудитории.

Вести контент-план

Это поможет удерживать фокус на конкретной тематике и регулярно публиковать материалы. Чем системнее подход — тем больше будет отдача.

Не разделять онлайн и реальную жизнь

По мнению Александра, онлайн-деятельность — это часть обычной жизни учителя. Если постоянно отделять её психологически, можно выгореть и потерять мотивацию.

Быть открытым к подписчикам

Если люди пришли в блог, значит, им интересен контент. Общение с ними обязательно поможет его улучшить. Провести опрос или предложить дискуссию никогда не будет лишним.

Не торопиться с платной рекламой

По мнению Амбассадора, тем, кто только начал, реклама не нужна. В комьюнити учителей есть солидарность; если блог действительно уникальный и интересный — коллеги прорекламируют его бесплатно. Вполне возможно, что тратить деньги не придётся совсем.

Не переживать по поводу идей

Сначала педагогу стоит обратить внимание на то, что он делает каждый день. Его повседневность — это то, чего точно нет у других, и про неё тоже можно рассказать увлекательно.

Учителей, которые хотят узнать о ведении личного блога больше, Александр приглашает на второй этап курса по повышению квалификации от Сферума. В нём он подробно разбирает эту тему и даёт больше практических советов.
Полезный материал?
Читайте также: