01.02.2023

Как искать достоверную информацию безопасно: гайд для учителей и учеников

Сегодня человек может провести 8 часов, изучая медиа — полный рабочий день. Это время уходит на новости, видеоролики, онлайн-лекции, подкасты, развлекательные шоу.

Медиа увлекают не только взрослых, но и детей. Школьники уже не представляют свою жизнь без гаджетов — и вместо бумажных словарей ищут информацию в интернете. Чем популярнее становится онлайн-среда, тем больше в ней опасностей и рисков. Можно столкнуться с мошенниками, передать личные данные не тем, кому нужно, наткнуться на фейки и недостоверные источники.

В этой статье мы расскажем, почему важно быть грамотным в интернете — и как с помощью этого навыка искать авторитетные источники, которые помогут ученикам написать интересный доклад или подготовиться к конференции.

Разобраться в этом помогла Анна Толоконникова, кандидат филологических наук, доцент, куратор работы со школами факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова.

Что такое медиаграмотность

Из-за популярности цифрового пространства стоит обратить внимание на развитие медиаграмотности у школьников. Это уровень владения навыками безопасного поведения в цифровой среде. Медиаграмотность включает:

  • умение ориентироваться в современном медиапространстве и системе СМИ, находить авторитетные источники;
  • способность оценивать содержание сообщения, анализировать, отсекать фейки и находить первоисточник;
  • умение использовать полученную информацию осознанно;
  • знание принципов медиакоммуникации в современном обществе и тех технологий, которые можно для этого использовать;
  • возможность самореализации с помощью медиа.

Школьникам особенно важно учиться критически работать с информацией: проверять её, находить первоисточники, определять фейки.

Как сделать обучение интереснее с помощью цифры

Предлагаем сервисы, которые пригодятся на уроках и для внешкольных активностей

Как сделать обучение интереснее с помощью цифры

Предлагаем сервисы, которые пригодятся на уроках и для внешкольных активностей

Почему важно искать достоверную информацию

При работе над материалами журналисты руководствуются шестью принципами. На эти же принципы можно опираться ученикам, когда они будут писать доклад или выполнять проектную работу. Вот они.

  • Достоверность — соответствие действительности (то, что подлежит фактчекингу — можно проверить).
  • Точность — соответствие тому, что произошло.
  • Полнота — наличие всех существенных и необходимых для раскрытия темы деталей и других элементов содержания.
  • Уместность — оправданность включения фактов в текст.
  • Непротиворечивость — соответствие логике изложения.
  • Актуальность — отражение текущих представлений о предмете, явлении, событии.

Если нарушить хотя бы один из принципов, то могут возникнуть ошибки.

  • Напишете недостоверную информацию — исказится представление об объективной действительности.
  • Допустите неточность — исказится сам факт. Самые частые ошибки — в событиях, номинациях, характеристиках, геолокациях, датах: например, новый и старый стиль.
  • Приведёте не все факты — не будет полной картины того, о чём рассказываете.
  • Приведёте факты, которые не имеют отношения к теме материала — можете запутать читателя или слушателя.
  • Добавите факты, которые противоречат друг другу — вызовете сомнение и недоверие к вашей работе.
  • Будете использовать неактуальные факты — дезориентируете аудиторию вашего материала. Частые ошибки — это отсылки к устаревшим документам, законам, научным сведениям, использование неактуальных номинаций, ошибки в геолокации.

Как проверять информацию: чек-лист

  • У любой новости должен быть источник, и авторитетные медиа всегда дают на него ссылку.
  • Если в новости ссылаются на высказывание эксперта, в тексте должны быть указаны его имя и фамилия.
  • Если в тексте ссылаются на документ, должно быть указано его название — чтобы вы могли его найти, посмотреть и прочитать.
  • Не стоит доверять неизвестным интернет-пользователям, а к комментариям очевидцев лучше относиться с большой осторожностью.
  • Лучше ссылаться на новости, потому что они не содержат оценку или суждений автора. А также данных, которые не подкреплены источником или мнением экспертов.
  • Если ссылаетесь на эксперта, оцените, действительно ли он — специалист в нужной области.
  • Следите за тем, чтобы имена и фамилии людей, их должности и любые названия по всему тексту были написаны правильно и одинаково.
Скачайте чек-лист в PDF, распечатайте, используйте сами и раздайте ученикам. Пусть подготовка учебных работ будет качественной и без фейков!
Полезный материал?
Читайте также: