06.02.2023

Профессиональное развитие учителя: что читать и слушать

Учителя всегда заняты: нужно подготовиться к урокам, проверить все домашки, руководить классом, участвовать во внеучебных мероприятиях. Как в таком потоке дел расти профессионально?

Учитель английского языка Зильфира Батырова рассказала, какие навыки нужны современному учителю для успешной работы и как она успевает развиваться, когда кажется, что времени катастрофически не хватает.

Какие навыки нужны современному учителю

Умение пользоваться цифровыми технологиями

Учитель — это организатор познавательной деятельности. Его главная задача — не давать ученикам информацию, а преподносить её так, чтобы знания усваивались.

Цифровые инструменты больше мотивируют и вовлекают учеников и дают возможность оставаться с ними на одной волне — например, Skysmart, Quizlet, Joyteka. Всё больше учителей осознают, что в образовании нужны цифровые технологии, а лекции и конспекты уходят в историю.

Умение работать в команде

Современному учителю важно уметь работать в команде. Например, чтобы организовывать коллаборации уроков английского и химии, физики и музыки. Здорово, когда школьная программа продумана с учётом различных тематик на разных предметах. Но именно командная работа нескольких учителей позволяет спланировать межпредметный урок, который дети запомнят больше.

❤️ Развитая эмпатия

Понимающий учитель, который может вовремя поддержать ученика, может и мотивировать на более глубокое изучение предмета. Так получается, потому что ученик больше доверяет преподавателю.

Умение вовлекать

Способов вовлечения много: они зависят от возраста, интереса и запросов. Кому-то подходит геймификация, кому-то нужно преподнести информацию в формате инфографики. Задача учителя — среди всех современных материалов найти те, которые смогут пробудить интерес у детей. Чтобы научиться находить их, нужно любить своё дело и уметь пользоваться современными технологиями.

Как развиваться, если постоянно нет времени

Учителю важно развивать навыки тайм-менеджмента. Это поможет в потоке огромного количества информации и дел отличать главное от второстепенного, расставлять приоритеты.

Но всё-таки — как успеть? Ответ для каждого свой: например, можно одновременно слушать подкасты и заполнять журнал работе или включать аудиокниги по дороге домой или на работу.

Также можно развиваться с помощью нетворкинга. Преподавателю важно оставаться в кругу единомышленников и экспертов, чтобы обмениваться идеями, вместе разбирать сложные ситуации и быть в курсе новостей. Вы можете ходить на фестивали, конференции, конкурсы и стажировки — и одновременно узнавать что-то новое и знакомиться с интересными людьми.

Ещё профессиональному развитию помогают конкурсы. Я участвовала в конкурсе «Учитель года — 2022», и он дал мне старт в профессиональном развитии, открыл много знакомств. Участие в конкурсе позволило взглянуть иначе на профессию учителя, на образование в целом. Наверное, я начала мыслить масштабнее, глобальнее.

Что смотреть, читать и слушать для развития

Как учителю английского языка мне нравятся видео лекции TED и TED-Ed. Они помогают поддерживать уровень языка — и одновременно я узнаю новую информацию. Обычно я слушаю лекции во время домашних дел.

Ещё я подписала на множество групп ВКонтакте. Например, «Визуальный английский», «English Library ☆ Библиотека английского языка», «English for Teaching & Learning», «Английский для детей. Елена Шошова». Там постят много интересной и полезной информации, которая помогает подготовиться к урокам.

Как человеку науки мне нравятся лекции Татьяны Черниговской. Она много говорит о развитии мозга, когнитивистике, билингвизме — это те направления, которые меня сейчас интересуют. И просто полезно знать, как работает мозг, чтобы применять это в своей работе: строить уроки, подавать новые знания.
Также я читаю книги. Вот что я могла бы посоветовать учителям:

  • «Классный учитель» от Нины Джексон. Это книга от известного английского преподавателя. В ней автор рассказывает, как работать с трудными учениками, сложными родителями — и получать удовольствие от своей работы.
  • «Сила момента», автор — Чип Хиз. Эта книга о том, как создавать моменты, которые запомнятся на всю жизнь. В том числе как создать урок, который дети вспомнят через 20 лет. В книге объясняют, что конкретно делает момент памятным, и рассказывают, как самим создавать такие моменты.
  • «Думай медленно, решай быстро», Даниэль Канеман. Автор объясняет, почему мы действуем нерационально и как принимаем неверные решения.

А ещё сейчас жду книгу Иоффе А. Н. «Кухня педагогической деятельности».
Полезный материал?
Читайте также: