09.01.2023

Из учителя в директора: кто может им стать, какие качества важны и сколько нужно времени

Если учитель хочет двигаться по карьерной лестнице, у него есть несколько путей. Один из них — занять должность директора.

Каждый ли учитель может им стать, сколько времени для этого нужно и какими качествами директор должен обладать — рассказал Алексей Атапин, учитель информатики и ИКТ и директор лицея «Престиж» в Самаре.

Куда может развиваться учитель

Учитель — это универсальная профессия. В неё можно прийти из другой сферы деятельности, продолжить свой путь в новом качестве и расти профессионально уже в области образования. У учителей много вариантов и возможностей, чтобы сменить квалификацию или повысить её. Они могут:

  • развиваться на качественном уровне и оттачивать мастерство преподавания — осваивать новые подходы, инструменты, методики;
  • осваивать другие направления в образовании — методические, культурно-массовые, административные.

Каждый ли учитель может стать директором

Алексей считает, что этот путь индивидуален. У каждого учителя есть определённый набор качеств и знаний, благодаря которым он работает в школе. Поэтому при желании и настойчивости каждый может стать директором. Но всем ли подойдёт такая работа — это вопрос, который нужно задать самому себе.

При этом на это не влияет то, какой предмет преподаёт учитель: будь это ОБЖ или история. Алексей знаком со многими директорами — и их предметные области разнообразны. Среди них есть учителя и физической культуры, и математики. Но их специализация никак не влияет на то, будет ли директор показывать хороший результат и успешно выполнять свою работу.

Сколько нужно времени, чтобы стать директором

Учитель может стать директором, только если он отработал пять лет на педагогической или руководящей должности в образовательной организации. Также есть набор требований, без соблюдения которых учитель не станет директором. Они указаны в квалификационных характеристиках должностей работников образования.

Профессиональный рост учителя не может произойти моментально — но и точный срок неизвестен. Это похоже на развитие человека в подростковом возрасте: каждый растёт в своём ритме и темпе. У подростков меняются интересы, они совершают ошибки — но так приобретают свой жизненный опыт. Продвижение по карьерной лестнице происходит так же.

Как Алексей стал директором

Алексей работает в школе с 2009 года. Сначала он был технических специалистом и организовывал работу с электронным журналом — в то время они только входили в педагогическую жизнь. Тогда он понял, что хочет расширить область своей деятельности — и прошёл переквалификацию на базе ранее полученного высшего инженерного образования.

В 2013 году Алексей начал работать учителем информатики и ИКТ, а с 2014 года стал заместителем директора по учебной работе. Директором школы он стал в августе 2018 года.

Алексею предложили занять эту должность. Но чтобы иметь возможность получить такое предложение, учитель должен обладать определённым опытом и багажом знаний. Алексей получил второе высшее образование: с отличием окончил бакалавриат и магистратуру по направлению «менеджмент и управление в образовании». Параллельно с этим дважды вставал в кадровый резерв, участвовал в профессиональных мероприятиях, делился опытом и занимал призовые места в педагогических и управленческих конкурсах, в том числе и во всероссийских.

Какие качества нужны учителю, чтобы вырасти в директора

1️⃣ Амбициозность

Важно, чтобы учитель хотел развиваться, осваивать что-то новое, пробовать себя в ином качестве. При этом, чтобы стать руководителем целой школы, недостаточно просто хотеть — стоит предпринимать шаги в этом направлении.

2️⃣ Коммуникабельность

Директору часто приходится общаться с людьми. Чтобы делать это эффективно, нужно правильно расставлять акценты, понимать намерение человека, с которым ведёшь разговор, и вовремя реагировать на эти сигналы.

3️⃣ Эмоциональная стабильность

Учителя, ученики и другие сотрудники школы приходят к директору со своими проблемами в надежде получить помощь. Чтобы предпринять шаги для решения сложных ситуаций, директору нужно вникнуть в суть. А для этого нужно «пропустить» проблему через себя, воспринять её как собственную. Если директор не стабилен эмоционально, это может затруднить его работу, а, возможно, и привести к профессиональному выгоранию.

4️⃣ Ответственность и скрупулёзность

Ещё одна из задач директора — работа с документами. Поэтому он должен понимать, какая ответственность возлагается на него. А также осознавать последствия, которые имеют принятые им решения — и нести за них ответственность.

5️⃣ Готовность к ненормированному графику

Директору важно быть в курсе любой ситуации — в любое время. Только так можно увидеть полную картину происходящего и исходя из этого решать текущие проблемы и глобальные задачи.

Что главное в работе директора

У директора есть только одна задача — сделать так, чтобы школа, которой он руководит, работала. Для этого у него есть команда заместителей, учителей и технический персонал; они должны знать зону своей ответственности и добросовестно выполнять задачи.

Главное, что может сделать директор для своего коллектива — задать сотрудникам нужный вектор развития, создать комфортные условия для работы и доброжелательную атмосферу, собрать коллектив с учётом индивидуальных особенностей, организовать работу на местах. Тогда и получается та самая команда единомышленников, которая готова работать для достижения общей цели — и если понадобится, «горы свернуть».
Полезный материал?
Читайте также: