21.12.2022

Как использовать VK Мессенджер в обучении

В конце сентября учебный профиль Сферум стал доступен в VK Мессенджере. И за последние два месяца часть педагогов успели найти интересные решения, как использовать мессенджер в работе. Они поделились своим опытом на баркемпе, а мы делимся их идеями с вами.

С чего начать

Педагог-психолог Олеся Малыш предлагает всегда задавать вопрос «Зачем?», прежде чем вводить в работу новые цифровые сервисы. Если использовать продукт ради продукта, инструмент будет неэффективен.

Олеся рекомендует такой план действий.

  1. Определите, для чего вам нужен инструмент и какие возможные варианты вы сможете использовать в школе.
  2. Выберите круг ответственных людей, кто будет внедрять новый инструмент.
  3. Обучите педагогов. Найдите тех, кому интересно заниматься развитием цифровых технологий, и закрепите их как наставников для учителей, кому нужна помощь и поддержка.
  4. Обучите школьников. Это можно сделать на уроках информатики или организовать короткие встречи.
  5. Создайте нужные чаты — и дополнительно дайте педагогам возможность самостоятельно создавать их, чтобы они практиковались в использовании сервиса.
  6. Разработайте памятки и для учителей, и для учеников. Или используйте наши обучающие видео

Совмещать несколько коммуникационных платформ

Лада Сащенко ведёт проектную деятельность в 10−11-х классах. Чтобы вся важная информация была под рукой, Лада использует чат в VK Мессенджере. В нём состоят только ученики, которые занимаются проектами, а также преподаватель, завуч и кураторы.

Но чтобы о проектах узнали больше учеников, а также родители — Лада использует и другие площадки: официальную группу школы и канал в Telegram.

В группе состоят родители, поэтому они могут увидеть информацию о проекте или конкурсе — и обсудить с ребёнком, стоит ли ему участвовать. Так, недавно Лада опубликовала информацию о конкурсах от ВШЭ, её увидели родители, поговорили с детьми — и несколько учеников подали заявки.

Канал в Telegram также оповещает школьников о проекте. И те ребята, которые ещё не участвовали в проектной деятельности, могут вступить в чат в VK Мессенджере и узнать об этом больше.

В итоге получилось три разных информационных канала:

  • Место для работы — чат в VK Мессенджере. Здесь общаются только по поводу проектов: размещают таблицу самозаписи в Excel, добавляют инструкции, оставляют ссылки на свои работы.
  • Место для информирования — канал в Telegram. Оповещают об интересных событиях в школе.
  • Место для обсуждения — официальная группа школы. Тоже публикуют важную информацию, которую можно обсудить в комментариях — и родителям, и школьникам.

Благодаря такому разграничению ученики изучают культуру цифровой коммуникации и правила участия в сообществах. Эти знания пригодятся им в будущем — в корпоративном общении.

7 новых функций в Сферуме, которые помогут в учебном году

Всё для того, чтобы учителям было ещё удобнее проводить уроки, общаться с коллегами и учениками и делиться важными новостями --- в Сферуме. Читайте подробнее о полезных функциях сервиса в статье

7 новых функций в Сферуме, которые помогут в учебном году

Всё для того, чтобы учителям было ещё удобнее проводить уроки, общаться с коллегами и учениками и делиться важными новостями --- в Сферуме. Читайте подробнее о полезных функциях сервиса в статье

Преподавать русский язык и литературу

Андрей Маринин преподаёт русский язык и литературу. VK Мессенджер ему нравится тем, что материал можно систематизировать в одном сервисе. А также создавать проекты с учениками — в отдельных чатах.

Например, чтобы увлечь детей творческой деятельностью, Андрей предложил им поучаствовать в проекте «Я в гости к Пушкину спешу». Для этого учитель создал отдельный чат, где разместил задания проекта. Ученикам нужно было изучить биографию поэта и выполнить задания с помощью цифровых сервисов.

Ребята собирали красочные презентации об известных памятниках Пушкину, записывали видео, где читали стихотворение, рассказали о Дне Пушкина в виртуальной газете, составили из пазлов карту путешествий поэта по России, ответили на вопросы литературной викторины.

Ссылки на сервисы учитель разместил в чате в VK Мессенджере. Там же ученики делились своими результатами, размещали ссылки на видео и презентации, задавали вопросы.

С помощью этого мессенджера Андрей проводит конференции по русскому языку и литературе: трансляция не прерывается, и участникам не надо никуда ехать. Ещё организует круглые столы, мастер-классы, литературные вечера и даже конкурс чтецов.

Так же можно проводить открытые занятия со школьниками из других школ и регионов. Нужно только создать отдельный чат, отправить всем участникам ссылку-приглашение и начать видеозвонок.

Обучать начальные классы

Алсу Байдавлетова преподаёт в младших классах и замещает директора по учебно-воспитательной работе в средней школе города Нижневартовска.

В Ханты-Мансийском автономном округе зима длится пять месяцев. Поэтому в морозные дни губернатор выпускает постановление, которое позволяет детям не ходить в школу. Все школы региона подключены к Сферуму, поэтому в такие дни ребята учатся дистанционно.

Организовать групповые чаты с детьми младшего школьного возраста достаточно сложно. Но Алсу провела инструктаж для родителей и детей — и теперь ученики подключаются к урокам через VK Мессенджер.

Как организовать обучение в младших классах

  • Создать чат под каждый предмет. Кажется, что много, но это упрощает подключение учеников к занятиям. Алсу заходит в чат с нужным предметом, например математикой, начинает групповой звонок — и благодаря оповещению дети быстро подключаются к уроку.

  • Сделать дополнительный чат для новостей и общения. Иногда Алсу переписывается с учениками по выходным: ребятам нравится отправлять стикеры и записывать голосовые. Учителю необязательно их слушать — в VK Мессенджере можно расшифровать любые голосовые сообщения.

  • Учитывать санитарные нормы. Согласно СанПиН, ученики 1−2-х классов могут проводить за компьютером не больше 20 минут, ученики 3−4-х классов — не больше 25 минут. Кажется, что за такое количество времени ничего не успеешь. Но обычно так и получается, что 20−25 минут учитель объясняет основную часть материала, а остальное время подводит итоги, собирает обратную связь, объясняет домашнее задание.

  • Использовать дополнительные функции мессенджера для второй части урока. Алсу пишет сообщение в чате, где даёт задания для самостоятельного выполнения в оставшуюся часть урока, объясняет домашнее задание, а также проводит опросы, чтобы дети могли закрепить материал.

Например, на уроке ученики изучали тему дробей. После звонка Алсу присылает несколько вопросов про дроби с вариантами ответов. Чтобы дети не боялись ошибиться и не стеснялись своих одноклассников, Алсу проводит опросы анонимно. Дети отвечают, учитель видит результаты, анализирует их и даёт обратную связь каждому ребёнку в личные сообщения — какой материал нужно повторить.

  • Не забывать про физминутку: разминаться, делать зарядку для глаз.

Проводить флешмобы

Ольга Брыксина не участвовала в баркемпе, но поделилась интересной идеей, как она использует учебный профиль Сферум в VK Мессенджере в своей преподавательской деятельности.

Вместе с преподавателями кафедры информационно-коммуникационных технологий Самарского государственного социально-педагогического университета они решили провести внутривузовский флешмоб «Имена России».

Формат флешмоба

  • Ольга создала чат и отправила ссылку-приглашение всем желающим. В него вступило 208 участников.
  • Три дня на вступление в чат — с 23 по 25 ноября.
  • Преподаватели и студенты могли рассказать о талантливых жителях нашей страны из разных сфер: науки, искусства, спорта. Таким образом, больше людей смогли узнать о соотечественниках, которыми можно гордиться.
  • Флешмоб длился 2 недели — с 26 ноября по 10 декабря.

По такой механике можно проводить флешмоб на любую тему: например, предложить ученикам рассказать о своём любимом писателе или поделиться хобби.

Также мы собрали несколько материалов, из которых вы узнаете, как использовать цифровые сервисы в преподавании и как они помогают разнообразить обучение:

Полезный материал?