09.09.2022

Как составить план урока по новым ФГОС

С 1 сентября 2022 года начали действовать новые государственные стандарты для начального и основного общего образования. Мы уже писали статью о том, что изменится в обучении. А теперь хотим выяснить, как составить план урока по новым ФГОС.

Вместе с Амбассадором цифрового образования, директором МБОУ СОШ № 27 Московской области и учителем обществознания Ниной Данилиной мы выявили три изменения в новых стандартах, которые касаются всех предметов:

  • появились конкретные формулировки результатов освоения учебной программы;
  • появились рекомендации по использованию цифровых технологий;
  • расширился список личностных результатов.

В этой статье разбираемся, как составить план урока с учётом этих изменений.

Нина Данилина

Директор МБОУ СОШ № 27 Московской области, учитель обществознания


Оцените результаты освоения учебной программы

Новые ФГОС включают требования к результатам освоения учебной программы. То есть в стандартах прописано, какие знания или компетенции должен получить ученик после изучения нового материала. И учителю стоит планировать урок так, чтобы эти результаты были достигнуты.

Для этого преподаватель может использовать автоматический конструктор от Министерства просвещения, который подскажет — какие именно компетенции должны формироваться на уроке и какие результаты ученик должен получить на выходе.
Например, возьмём урок истории в пятом классе. Первая тема в рабочей программе называется «Введение». Учитель обращается к программе и видит, что на уроке можно рассказать, какие бывают исторические источники или что такое историческая хронология.

Новые ФГОС указывают, что конкретный результат освоения этой темы в предметной части — ученик может объяснять смысл основных хронологических понятий: век, тысячелетие, до нашей эры. Чтобы получить этот результат, учитель может выбрать в конструкторе вид деятельности — например, дать характеристику этих терминов или разместить даты событий на ленте времени.

Используйте цифровые инструменты

Новые ФГОС рекомендуют использовать цифровые инструменты в обучении — предполагается, что они помогут повысить качество результатов освоения предметов. Поэтому учителю стоит попробовать новые форматы проведения уроков с использованием онлайн-сервисов.

В этом поможет проект «Цифровой образовательный контент», который запустило Министерство просвещения. Это сайт-проводник по школьной программе по всем предметам. На нём можно получить бесплатный доступ на год к удобным онлайн-сервисам, которые помогут проводить уроки. Там же учитель может найти готовые решения — тесты и контрольные работы — и встраивать их в занятия в том формате, который ему подходит.
Дополнительно мы собрали список из 30 удобных отечественных онлайн-сервисов, которые помогут учителю в работе и жизни. В подборке — образовательные сервисы, коммуникационные платформы и программы для создания квизов. Их можно использовать, чтобы проводить гибридные уроки, занятия в игровом формате, интерактивные контрольные.

Помогите достигнуть личностных результатов

На уроках ученики получают не только прикладные знания. Также они должны достигать личностных результатов — стоит учитывать это при планировании урока.

В новых ФГОС список личностных результатов стал более конкретным — и теперь включает не только патриотическое воспитание, но и формирование активной социальной позиции, уважения к другим, заинтересованности к познанию мира, умения вести конструктивный диалог.

Это очень важно, потому что именно эти качества и должны формироваться на каждом уроке. Задача учителя — воспитать всесторонне развитую личность, которая понимает и осознаёт, в каком разнообразном мире она живёт, какие проблемы существуют и как их можно решить.

Для этого не нужно использовать специальную практику. Но важно, чтобы учитель создавал равные условия для всех учеников — не выделял любимчиков, оставлял пространство для диалога или дискуссии, предлагал ребятам вместе решить конфликт, если он случился.

Подробнее о том, как создать дружную атмосферу между учениками и решить конфликт, читайте в статье «Конфликты в классе: что нужно знать учителю и как помочь детям».

Главное

При планировании уроков по новым ФГОС учителю следует учитывать:

  • Какого результата достигнут ученики после того, как изучат новый материал. Для этого теперь можно использовать специальный конструктор, который подскажет, какой материал дать ученикам и в каком формате проверить их знания.

  • Какие цифровые инструменты он будет использовать. Онлайн-сервисы помогут провести уроки в игровом формате, добавить интерактива, а классические контрольные заменить на квизы.

  • Как во время урока ученики смогут достичь личностных результатов. Для этого важно создавать равные условия для всех детей — чтобы каждый мог высказывать своё мнение, проявляться, не бояться ошибаться.
Полезный материал?
Читайте также: