28.03.2022

Новые ФГОС: что изменится в образовательном процессе в 2022 году

С сентября 2022-го для начального и основного общего образования начнут действовать новые государственные стандарты. Они более детально описывают использование цифровых технологий в образовательном процессе.

Разобраться в них поможет Светлана Видакас, амбассадор цифрового образования. В статье она рассказывает, что изменится и каким требованиям теперь должны соответствовать учебные программы и компетенции учителей.

Светлана Видакас

Ведущий эксперт «Корпоративного университета московского образования», учитель английского языка и лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2019»


Что такое ФГОС
ФГОС — это федеральный государственный образовательный стандарт. Слово «стандарт» здесь говорит само за себя.
ФГОС — нормативный документ, в котором прописаны требования к образовательной программе, результатам и условиям обучения.
У каждого уровня образования свои стандарты. На их основе школы разрабатывают образовательные программы, пишут учебники для школ.
Обновления ФГОС в 2022 году
С 1 сентября 2022 года вступают в силу обновлённые ФГОС начального общего и основного общего образования. Эксперты актуализировали требования к результатам обучения — теперь они полностью отвечают современным реалиям. В стандартах появился значительный блок о развитии цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе.

Предполагается, что технологии помогут повысить качество результатов обучения. Главное — использовать их разумно и безопасно.
Основные требования к учителю
Изменения, которые внесли во ФГОС, повлияют на Профстандарт, проект которого сейчас находится на рассмотрении. По новым требованиями педагог должен уметь пользоваться сервисами для работы с цифровым образовательным контентом, а также:
1
Осваивать программы повышения квалификации онлайн;
2
Использовать цифровой контент на занятиях;
3
Применять интерактивные электронные материалы для лабораторных и практических работ — в том числе использовать виртуальные лаборатории и симуляторы.
Педагог должен указывать в рабочей программе, для чего планирует использовать цифровые ресурсы. Теперь один из ключевых навыков учителя — адаптация методики преподавания с учётом цифровых образовательных инструментов.
Также важно не только обучать, но и воспитывать учеников: транслировать правила безопасного поведения в интернете, этичность и толерантность. Нельзя забывать и об аспекте безопасности: учитель должен сам соблюдать правила цифровой безопасности и работы с данными и научить этому учеников.
На что обратить внимание учителю в первую очередь
Внедрение современных технологий в образовательный процесс, безусловно, пойдёт всем на пользу. Позволит улучшить подходы к преподаванию, откроет новые возможности для школьников. Поэтому учителю важно уже сейчас обратить особое внимание на свои цифровые компетенции. Наверняка многое вам будет понятно и знакомо, а что-то можно будет изучить или уточнить у коллег.

Вот что можно сделать уже сейчас:
1
Изучить ФГОС и понять, каких знаний и умений вам недостаточно.
2
Овладеть сервисами для работы с цифровым образовательным контентом. Например, программами для создания презентаций от Canva, Google и других компаний.
3
Поискать подходящие курсы повышения квалификации онлайн: например, от «Сферума» и GeekBrains.
4
Отобрать цифровой контент, который подойдёт для ваших занятий. Поймите, каким ресурсам доверяете и что поможет дополнить уроки.
5
Узнать, какие инструменты позволяют давать обратную связь и выстраивать индивидуальные образовательные маршруты учеников.
6
Продумать, какие цифровые ресурсы подходят для достижения образовательных результатов, и составить примерный тематический план с их учётом на следующий учебный год.
7
Изучить вопросы цифровой безопасности и работы с данными.

Важно понимать, что уровень цифровых компетенций педагога напрямую влияет на учебный процесс и, соответственно, на успешность обучающихся.
Разбираем ФГОС по пунктам
Собрали самое важное из ФГОС про цифровые технологии.

Пункт ФГОС ООО 32.1.

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов должны включать: тематическое планирование с указанием количества академических часов и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, используемые для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству РФ
Проще говоря

В рабочей программе должно быть указано, какие электронные ресурсы и для изучения каких тем вы планируете использовать. Это могут быть образовательные видео, подкасты, тесты, интерактивные игры

Пункт ФГОС ООО 32.2

Программа формирования УУД должна обеспечивать: формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования ИКТ на уровне общего пользования, включая владение ИКТ, поиском, анализом и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет, формирования культуры пользования ИКТ
Проще говоря

Учащиеся должны уметь использовать технологии для обучения. Например, искать информацию на электронных ресурсах, готовить презентации, знать о безопасности и культуре поведения в интернете

Пункт ФГОС ООО 35.3

При реализации программы основного общего образования, в т. ч. адаптированной, каждому обучающемуся и родителям в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде организации: возможность использования современных ИКТ в реализации программы, в т. ч. использования имеющихся средств обучения и воспитания в электронном виде, электронных образовательных и информационных ресурсов, средств определения уровня знаний и оценки компетенций, а также иных объектов, необходимых для организации образовательной деятельности с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, объективного оценивания знаний, умений, навыков и достижений обучающихся
Проще говоря

У учащихся и родителей должен быть доступ к образовательной среде школы. Пример — «Сферум». На платформе ученики могут найти полезные материалы с уроков, связаться с учителем или одноклассниками, а родители — общаться друг с другом, детьми или учителями в общих или личных чатах

Пункт ФГОС ООО 35.4

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать: формирование и хранение электронного портфолио обучающегося, фиксацию и хранение информации о ходе образовательного процесса, проведение учебных занятий, процедуры оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, взаимодействие участников образовательного процесса
Проще говоря

Электронная среда школы должна помогать учителям проводить учебные занятия, оценивать результаты обучения, общаться друг с другом и учениками. Также нужно формировать портфолио учеников


В этой статье мы рассказали только о новых изменениях ФГОС. Полные тексты нормативных документов рекомендуем искать на официальных ресурсах: интернет-портале правовой информации и сайте Минпросвещения России.