25.05.2023

Как учителю общаться с учениками в школе и за её пределами

В правовых документах нет чётких правил о том, как учителю выстраивать общение с учениками: можно ли детям обращаться к учителю на «ты» или писать сообщения после рабочего дня. Но есть профессиональная этика, которой можно следовать. Вместе со Светланой Видакас, лауреатом конкурса «Учитель года — 2019», цифровым учителем по версии VK 2019 года и амбассадором цифрового образования, разобрались, как определить рамки общения с учениками в школе и жизни.

Что определяет границы коммуникации
между учителем и учеником

В работе педагога важное место занимает профессиональная этика. Её смысл заключается в том, что учитель должен уважать честь и достоинство учеников, вести себя корректно, тактично и внимательно. А также — соблюдать культуру речи, не грубить и не оскорблять детей.

Но взамен учителя могут рассчитывать, что ученики будут вести себя так же уважительно:
  • обращаться к педагогу на «вы» и по имени и отчеству;
  • не кричать и не ругаться;
  • общаться вежливо и без бранных слов.

Правила поведения учеников не закреплены в специальном документе. Но они определяются этическими нормами и распространяются на общение не только в школе, но и в любом другом общественном месте: в транспорте, кафе и театре.

Какими должны быть отношения учителя
и ученика

Идеальный вариант — доверительные отношения, в которых существует граница, за которую дети не заходят и чувствуют её без указания учителя. Это особый уровень мастерства, которому не обучают в педагогических вузах — он приходит только с опытом.

Но доверие и уважение к учителю не возникают по умолчанию. Если дети увидят, что учитель хорошо знает свой предмет, чётко и смело высказывает свою позицию, увлечён чем-то, интересуется своими учениками и уважает их — тогда и они будут готовы довериться и открыться педагогу. А после — соблюдать границы общения и тем самым демонстрировать своё уважение.

Молодому учителю бывает трудно выстроить рамки общения с учениками. Они ещё не знают педагога и могут неосознанно проверять границу — получится ли у них её перейти или нет.

Поэтому учителю с самого начала нужно определить правила общения и поведения — и донести их до учеников. Они могут касаться чего угодно: общения на уроке, на перемене в коридоре, в чатах, поведения в онлайн-пространстве. Например:

  • ученику нужно поднять руку, прежде чем отвечать или задавать вопрос;
  • если школьник опоздал на урок, он получает дополнительное домашнее задание;
  • учитель отвечает в личных сообщениях и общем классном чате только в оговорённое время;
  • ученики могут записывать голосовые сообщения и кружочки, если не понимают что-то в домашнем задании;
  • если ученик не успел сдать домашнюю работу вовремя, оценка снизится на балл.

Если педагог заранее установит границы допустимого, то ученикам нечего будет проверять.

Стоит ли общаться с учениками вне учёбы

Заранее установленные правила помогут учителю в общении с детьми и вне школы. Разберём несколько ситуаций, которые могут произойти — и определим, как педагогу вести себя в них.

Ученик позвал на соревнования или семейный праздник
Если ребёнок позвал своего учителя на мероприятие, которое для него важно, это значит, что он видит в педагоге наставника и его поддержка ученику важна. Соглашаться на приглашение или нет — выбор учителя: важно понять, готов ли он потратить своё время.

Даже если учитель согласится поддержать ребёнка на важных соревнованиях или придёт на праздник, это никак не повлияет на границы их общения. Главное — придерживаться тех же норм общения даже в неформальной обстановке.

Ученики хотят навестить учителя, который отсутствует из-за болезни
Зависит от того, чем болеет педагог. Если это заразно — учеников нельзя впускать домой. Если же это, например, перелом — дети могут навестить учителя, если его это не смущает.

Самый безопасный способ — позвонить учителю по видеосвязи через учебный профиль Сферум в VK Мессенджере. Звонок можно будет вывести на большой экран и пообщаться всем классом. Так и дети не заболеют, и педагогу будет комфортно.

Взаимодействие с учениками в цифровом
пространстве

Основной принцип цифровой коммуникации между учителем и детьми — обратная субординация. Если ученики сами «стучатся» в друзья педагогу в соцсетях, он может решить, добавлять их или нет. Если происходит наоборот — ученики могут переживать, почему учитель добавляется к ним в друзья: может, он хочет узнать, чем они занимаются в свободное время и с кем дружат. Поэтому лучше так не делать.

Если учитель принял заявку от одного ученика, следует и с другими детьми дружить в цифровом мире. Это важно, чтобы подростки не думали, что педагог кого-то выделяет.

Ставить лайки на посты и фотографии можно — если это публикации про учёбу, хобби, достижения. Если это посты личного характера — лучше не поддерживать их своим вниманием.

Переписываться с учениками лучше в классном чате. Главное — заранее установить правила, которые определят границы общения. В них можно прописать, отвечает ли педагог в личных сообщениях, в какое время нельзя писать, допустимо ли отправлять в чат голосовые и видеосообщения, стикеры и эмодзи. Если ученик нарушает правила, важно напомнить ему о них. Но главное — соблюдать их самому.
«Дисциплина — основа всего. Когда всё честно, открыто, чётко — проблем не возникает. Но это занимает время и требует усилий. Возможно, педагог не всегда понимает, зачем проделывать такой большой путь: придумывать правила и придерживаться своих принципов. Но в результате это даёт свои плоды».
Светлана Видакас
Читайте также