10.04.2023

Коммуникативные навыки педагога: что это такое и как их развивать

С помощью эффективной коммуникации учителя прививают интерес учеников к предметам, налаживают отношения с родителями и находят выход даже в самой сложной ситуации. Но не всегда это получается легко. Вместе со Светланой Видакас, лауреатом конкурса «Учитель года — 2019», цифровым учителем по версии VK 2019 года и амбассадором цифрового образования, разбираемся, какими бывают коммуникативные навыки, почему между людьми возникают конфликты и как общаться в интернет-пространстве.

Что такое коммуникативные навыки

Другими словами, это способность человека эффективно взаимодействовать с людьми. К основным коммуникативным навыкам относятся:

Умение слушать

Важно выстраивать взаимную коммуникацию и слышать то, что хотят донести ученики. Это помогает сформировать доверительные отношения с классом и увеличить мотивацию — если ребёнка услышали, это значит, что и он будет больше заинтересован в процессе. Также умение слушать помогает давать качественную обратную связь о навыках и знаниях школьника.

Комментирование

Ученики не всегда понимают педагогов, которые доносят информацию с помощью сложных слов и конструкций. Некоторые учителя ведут свои уроки в формате лекций и не вступают в диалог со школьниками. Однако именно навык говорения и должен быть основным во взаимодействии с учениками. Поэтому педагогу важно вовлекать детей в общение, учить их выбирать подходящие под ситуацию тон и слова.

Эмоциональный интеллект

Этот навык стоит развивать не только для того, чтобы понимать других людей, но и чтобы осознавать свои чувства и переживания. Даже некоторые взрослые люди не могут идентифицировать эмоции, поэтому у них могут возникать серьёзные конфликты с собой и внешним миром.

Однажды мы делали проект со студентами, где изучали эмоции. Я попросила ребят отслеживать, как ими управляют внутренние переживания. Это стало особенно заметно в одной ситуации — студентка шла в университет, и за ней увязалась стая собак. Она сильно испугалась, прибежала в аудиторию и стала всем об этом эмоционально рассказывать. Так она повлияла не только на себя, но и на людей вокруг. В итоге студентка всю пару сидела и думала об этих собаках: не училась, не воспринимала информацию и мешала это делать другим. Она не смогла вовремя справиться с эмоциями и переключиться на учёбу, а это было очень важно.

Когда человек начинает разбираться в своих и чужих ощущениях, коммуникация становится эффективнее и заботливее. Это касается и работы учителя. Если педагог воспринимает чувства своих учеников, понимает их состояние на уроке, он может вовремя поменять подход или метод преподавания.

Что может помешать продуктивному общению

В 1949 году два исследователя разработали шумовую модель коммуникации Шеннона — Уивера. Её смысл заключается в том, что в любом общении появляются помехи, которые препятствуют тому, чтобы понимать друг друга.

Изначально исследователи обратили своё внимание на технические трудности — телефоны были несовершенными, а подключение постоянно сопровождалось помехами. Так люди могли не понять друг друга или не услышать, а после — трактовать вырванные из контекста слова по-своему.

Но видов помех в коммуникации намного больше. Например, социальные — разные статусы, взгляды на жизнь. Культурные — отличающиеся языки, правила этики и религии, антипатия к чужим взглядам и мыслям, неприятие имиджа другого человека. Логические — разные типы мышления.

В таких случаях люди не понимают друг друга, делают свои выводы и выдают неожиданные для другого реакции. Чтобы конфликтов было меньше, важно заранее продумать, какими могут быть помехи в той или иной ситуации, и стараться избегать тем-триггеров.

Как коммуницировать в цифровом пространстве

Сейчас общение не ограничивается только школой — можно выходить и за её пределы, например, в цифровое пространство. Это помогает учителям, родителям и их детям стать ближе друг к другу, даже если они нечасто встречаются в реальности.

Также с помощью цифровых инструментов легко создать опрос с выбором времени родительского собрания или отправить детям тест в школьный чат. Но коммуникацию важно организовывать этично и грамотно.

Рассмотрим их на примере VK Мессенджера — Светлана Видакас советует придерживаться следующих правил:

Сформулировать правила чата и назначить администратора, который будет следить за их соблюдением

Это поможет сделать общение полезным. К основным правилам относятся, например, время, когда можно писать друг другу, и формат сообщений. Например, стоит указать, можно ли отправлять аудиосообщения и видеокружочки, или в чате все будут общаться текстом.

Определить темы, которые будут обсуждаться в чате

Например, ограничить обсуждение вопросов о предметах и оставить только организационные.

Прописать санкции

Важно, чтобы школьники знали, что произойдёт за отправку спама или сообщения ночью. Например, в первый раз будет предупреждение и обсуждение ситуации в личных сообщениях, а во второй — временный бан (на три-пять дней). При этом учителю тоже важно придерживаться этих правил. Если он будет их нарушать, дети тоже почувствуют, что могут вести себя как угодно.

Уважать собеседников в онлайн-чате

«Очень важно быть вежливым — как в реальном, так и виртуальном мире. Улыбка, обращение по имени и фразы благодарности — это важные пункты коммуникации. В виртуальном мире всё так же — только эмоции на лице сменяются смайлами. Также нужно быть корректным с учениками. Не стоит задавать человеку вопросы, которые могут его смутить», — отмечает Светлана Видакас.

Соблюдать цифровой этикет

Как в школе, так и в сети стоит делать всё с разрешения участников: распространять информацию, скринить сообщения или пересылать их в общие чаты.

Как учителю развивать коммуникативные навыки

Собрали несколько советов, которые помогут сделать общение проще.

Быть искренним

Честность — один ключевых составляющих коммуникации. «Важно признавать ошибки, переспрашивать, если вы что-то не поняли, просить объяснить заново. Всё это убережёт от конфликтов», — рассказывает Светлана Видакас.

Уметь принимать чужую точку зрения

Каждый человек имеет свою культурную и поведенческую оптику. Поэтому стоит помнить, что каждый человек индивидуален и имеет право на мнение, отличное от вашего.

Отдыхать от общения

Провести время с семьёй, отдохнуть на природе, заняться спортом или медитацией, больше гулять, вспомнить про любимые хобби — всё это помогает переключить фокус от общения и эмоций на себя и внутренний мир.
Когда я выступаю на больших мероприятиях с сотнями и тысячами людей, я стараюсь несколько дней после этого не общаться ни с кем, кроме родных. Это необходимо, иначе я перестаю понимать, где возникают помехи в общении и неконтролируемые эмоциональные реакции.
Читайте также