09.02.2023

Электив — лишняя работа или возможность для педагога? Мнения директора и учителя

Учителя могут сами выбрать электив, который хотят преподавать. Но бывают и случаи, когда дополнительные курсы назначают учителям без их желания. Как выбрать курсы, можно ли от них отказаться и как это влияет на загруженность учителя? Мы посмотрели на эту ситуацию с нескольких сторон: опытом поделились Алексей Атапин, директор лицея в Самаре, и Лада Сащенко, учитель информатики, математики и технологии из Санкт-Петербурга.

Что такое электив

В 2002 году Министерство образования России одобрило Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования. Она включает в себя три типа учебных предметов:

  • базовые образовательные;
  • профильные;
  • элективные — обязательные для старшеклассников курсы.
Элективы решают важную задачу — поддержать индивидуальные интересы старшеклассника и развить его склонности. Это поможет ему в выборе профессии
Алексей Атапин
директор лицея «Престиж» в Самаре

Как в школе выбирают элективы и определяют
учителей, которые будут их преподавать

Перечень элективных курсов составляют в зависимости от специфики образовательного учреждения, его возможностей и предпочтений учеников. Администрация школы самостоятельно решает, какие именно курсы открыть и предложить ученикам для выбора.
Школьники на элективах не всегда углубляют знания или подробно изучают профильную дисциплину. Есть общекультурные курсы — они помогают ученикам расширить свой кругозор. В таком случае мнение и желание педагога вести электив будут обязательно учтены.

Также учитель может предложить свой элективный курс, когда формируется учебный план на следующий год — если он видит в нём необходимость и хочет его преподавать
Алексей Атапин
директор лицея «Престиж» в Самаре
Например, Лада Сащенко, учитель информатики, математики и технологии, ведёт элективный курс «Информационные технологии в профессиональной и проектной деятельности». Она разработала его сама.
Раньше в старших классах был курс технологии, но его исключили из учебных планов по новым ФГОС и ввели вместо него обязательный индивидуальный проект. Но как делать эти проекты, дети не понимали. Поэтому важно было создать курс по проектной деятельности.

Были и другие причины. Выпускники нашей школы постоянно отмечают, что им пригодились навыки работы с цифровыми сервисами, которые они изучали на информатике и дополнительно.

Ещё практика показала, что без систематической работы по профориентации в старших классах не обойтись.

Я учла все три аспекта и придумала новый курс. А администрация школы поддержала эту идею
Лада Сащенко
учитель информатики, математики и технологии из Санкт-Петербурга

Сильно ли увеличивается нагрузка учителя
с элективами

Элективный курс преподаётся в соответствии с учебным планом. Обычно это 34 учебных часа в год — один урок в неделю. Но есть и длинные элективы, которые рассчитаны на несколько уроков в неделю, и короткие — длительностью в полугодие или четверть. Всё зависит от задач и объёма материала.

Если говорить про физическую, интеллектуальную и эмоциональную нагрузку учителя, то она зависит от многих факторов: длительности курса, наличия нужных материалов и оборудования, сложности подготовки к занятиям и насыщенности уроков активной деятельностью.

Лада Сащенко рассказывает, что её нагрузка увеличилась не сильно. Она уже владеет материалом для курса и использует пособия, в которых подробно разобраны нужные темы. А у старшеклассников достаточно знаний и навыков, чтобы практически самостоятельно работать над заданиями — для этого им нужно дать немного вводных.

Что делать, если учитель не может или не хочет
вести электив

Без участия педагога администрация школы не может составить учебный план на год — он тоже решает, какая нагрузка у него будет. Поэтому в установленном законом порядке он может отказаться от нежелательных курсов.
Если учебный план ещё разрабатывают, учитель может не брать элективный курс — это нужно сделать на этапе согласования своей тарификации. Если учебные часы уже установлены, нужно написать заявление в свободной форме, чтобы отказаться от электива. На его основании школа выпускает приказ с изменениями в тарификации. После этого администрация школы решает, кто из учителей продолжит вести курс
Алексей Атапин
директор лицея «Престиж» в Самаре
Полезный материал?
Читайте также: