19.05.2022

Четыре примера, как сделать школьные уроки интереснее

Перед учителями стоит сложная задача — и это не только дать ученикам новые знания. Сегодня школьников нужно ещё и заинтересовывать, чтобы у них появились желание и мотивация учиться.

Сделать школьную программу интереснее помогает методология креативного мышления CRAFT. Её придумала и разработала команда IKRA Group ещё в 2012 году. А недавно вместе с экспертами из образования адаптировали методологию специально под учебные задачи — и назвали её CRAFT/ed. Также они выпустили книгу «CRAFT/ed: методики для образования».

В этом материале команда IKRA Group поделилась четырьмя примерами, как инструменты CRAFT/ed помогут преобразить привычные школьные уроки в увлекательные занятия.

Заработать баллы для класса как в Хогвартсе

Студенты в книгах о Гарри Поттере любили учёбу, даже если иногда она давалась им непросто. А российские школьники при всей любви к мальчику, который выжил, не испытывают тех же чувств к образованию.

CRAFT/ed поможет сделать так, что у ученика появится главное, что есть в Хогвартсе — интерес к учёбе, чувство локтя и умение работать в команде. Примерно так же, как Гарри Поттер с друзьями зарабатывали баллы ради всего Гриффиндора.

❓ Как это сделать

В Хогвартсе дети делились на факультеты по своим качествам: смелости, уму, трудолюбию, целеустремлённости. В обычной школе нет Распределяющей шляпы, но деление на факультеты всё ещё возможно, например, по профильным предметам. Кроме стандартных оценок, учитель может предложить другую систему баллов — по которой будет награждать учеников за достижения. А у школьников появится мотивация проявлять себя и зарабатывать баллы для своей профильной группы или класса.

Завершающим событием года станет большое мероприятие, для которого необязательно доставать мётлы из подсобки — это может быть конкурс талантов или матч по футболу. У классов, которые отстали по баллам от других, появится возможность выложиться по максимуму и добрать баллов, чтобы вырваться вперёд.

⛑ Вылечить героев литературы как доктор Хаус

Если невозможно переорганизовать всю школьную систему, можно начать с одной дисциплины. Например, с литературы. Ученики нередко задаются вопросом, зачем нужен этот предмет в школе, если читать все давно умеют. А на вопрос «Что хотел сказать автор?» отвечать не хочется — или учитель продвигает одну трактовку, а ученики вынуждены с ней соглашаться, не формируя собственного мнения.

Методология CRAFT/ed поможет вычленить проблему «детям не интересна литература, потому что они не видят от неё практической пользы, а сухая подача материала не помогает найти в ней пользу» и подобрать к ней решение.

❓ Как это сделать

С помощью CRAFT/ed можно изобрести такое занятие, которое покажет значимость этих знаний для жизни и развития личности. Урок литературы помогает школьникам накопить опыт на примере героев — других людей со своими особенностями, переживаниями и жизненным путём. А если они ещё и проанализируют героев, то будут иметь бэкграунд из теоретических знаний, которые помогут избежать ошибок в будущем.

Примерно по такой логике построена врачебная деятельность — и именно её можно внедрить в урок литературы. Например, построить весь курс в стиле сериала «Доктор Хаус». Команда врачей-учеников размышляет над «диагнозом» героев, думает об их «анамнезе», рассуждает, встречали ли они такие «случаи» раньше в других книгах, — а в конце даёт вердикт, как полученные факты помогут вылечить героя.

Ещё можно превратить уроки в сеанс у психотерапевта, где пациенты — это Печорин, Онегин, Болконский и Мелехов. На основе истории героев и художественных особенностей текста ученики правильно «диагностируют» психологические расстройства и подбирают терапию.

⛵ Отправиться в экспедицию на уроке географии

Продумать целую программу, даже по одному предмету и даже с помощью методологии CRAFT/ed, — непростая задача, которая требует не только навыков и желания, но ещё и прохождения множества этапов согласования. Поэтому процесс можно сделать проще, но не менее значимым.


❓ Как это сделать

С помощью ряда методик CRAFT/ed можно упаковать стандартную ситуацию «годовая контрольная работа по географии» во фрейм «исследовательская экспедиция на Северном полюсе». В процессе занятия добавляется интерактивность, ученики могут применить накопленные за год знания на практике и понять, что реально существуют ситуации, где знание особенностей климата и обычаев народов мира помогают выжить.

⚓ Устроить пиратскую проверку в конце урока

Вместе с CRAFT/ed переизобретать школьный контекст можно на любых уровнях, даже нижних. Можно изменить всего одну механику в уроке, чтобы добиться решения проблемы вовлечённости детей в процесс. Например, сделать закрепление материала в конце урока чуть более соревновательным и интересным.

❓ Как это сделать

Обычный вызов учащихся по журналу и каверзные вопросы для каждого школьника можно заменить на формат пиратского сражения. Ученики — это члены двух разных враждующих команд. Каждый вопрос одной команды к другой — это залп огня в борт судна; соперники должны защищаться правильным ответом. Кто будет лучше «отстреливаться» от нападения, тот победит.

✅ С чего начать учителю

У педагога может не хватать ресурса разработать целую учебную механику, но преимущество методологии CRAFT/ed в том, что её можно применять к любым процессам образования.

Можно поработать над интерфейсом и другими элементами урока. Рабочая тетрадь может стать бортовым журналом, домашнее задание преобразуется в записи в личном дневнике или заметки о наблюдениях природы.

Любой новый элемент, который вы привнесёте в уроки, может качественно изменить ситуацию, ваш подход к ней и отношение учеников к обучению.

Больше о методологии вы можете прочитать в книге «CRAFT/ed: методики для образования».

Полезный материал?
Читайте также: