20.07.2023

Методика Монтессори: как применять её на уроках и научить детей самостоятельности

20.07.2023
Методика Монтессори: как применять её на уроках и научить детей самостоятельности
Детей дошкольного и младшего школьного возраста можно обучать по разным методикам. Одна из них — система Марии Монтессори. В такой школе нет классов и учебников — программа уроков зависит от способностей и потребностей каждого ребёнка. А ещё дети учатся не только школьным предметам: они выращивают растения, готовят еду, ухаживают за собой и помогают младшим.

К каким результатам приводит такая методика, в чём её сильные и слабые стороны и какие приёмы можно использовать на своих уроках — на все эти вопросы отвечает Екатерина Родионова, заместитель директора в частной начальной школе «Снегири» в Москве и международный эксперт по методике Монтессори.
Детей дошкольного и младшего школьного возраста можно обучать по разным методикам. Одна из них — система Марии Монтессори. В такой школе нет классов и учебников — программа уроков зависит от способностей и потребностей каждого ребёнка. А ещё дети учатся не только школьным предметам: они выращивают растения, готовят еду, ухаживают за собой и помогают младшим.

К каким результатам приводит такая методика, в чём её сильные и слабые стороны и какие приёмы можно использовать на своих уроках — на все эти вопросы отвечает Екатерина Родионова, заместитель директора в частной начальной школе «Снегири» в Москве и международный эксперт по методике Монтессори.
История методики Монтессори
— Методика Монтессори — это педагогическая система, которую в начале XX века разработала итальянский врач и антрополог Мария Монтессори. Она стала первой в Италии женщиной, которая получила квалификацию врача.
В начале своей карьеры Монтессори работала ассистентом в клинике для детей с особенностями развития. Именно там она стала применять образовательные принципы, которые затем легли в основу её системы. Исследовательница убедилась в том, что детям нужна педагогическая, а не психологическая помощь. Используя труды учёных своего времени — Эдуарда Сегена и Жана Итара — она подбирала дидактические материалы для занятий и добивалась высоких академических показателей.
В 1907 году в новом итальянском квартале застройщик предложил Марии открыть детский сад для детей, чьи родители много работали и не могли уделять им время в течение всего дня. Монтессори согласилась и назвала заведение «Дом ребёнка». Там она обучала воспитанников практическим навыкам. Дети учились мыть руки, переодеваться, накрывать на стол, ухаживать за растениями — осваивали то, что взрослые привыкли делать за них. Мария подбирала для практических занятий маленькие симпатичные вещи: щёточки, совочки, посуду.
История методики Монтессори
— Методика Монтессори — это педагогическая система, которую в начале XX века разработала итальянский врач и антрополог Мария Монтессори. Она стала первой в Италии женщиной, которая получила квалификацию врача.
В начале своей карьеры Монтессори работала ассистентом в клинике для детей с особенностями развития. Именно там она стала применять образовательные принципы, которые затем легли в основу её системы. Исследовательница убедилась в том, что детям нужна педагогическая, а не психологическая помощь. Используя труды учёных своего времени — Эдуарда Сегена и Жана Итара — она подбирала дидактические материалы для занятий и добивалась высоких академических показателей.
В 1907 году в новом итальянском квартале застройщик предложил Марии открыть детский сад для детей, чьи родители много работали и не могли уделять им время в течение всего дня. Монтессори согласилась и назвала заведение «Дом ребёнка». Там она обучала воспитанников практическим навыкам. Дети учились мыть руки, переодеваться, накрывать на стол, ухаживать за растениями — осваивали то, что взрослые привыкли делать за них. Мария подбирала для практических занятий маленькие симпатичные вещи: щёточки, совочки, посуду.
Исследовательница считала, что среда должна быть привлекательной и побуждать ребёнка к действию.
Исследовательница считала, что среда должна быть привлекательной и побуждать ребёнка к действию.
В «Доме ребёнка» Монтессори продолжила научную работу. Там же она открыла «сензитивные периоды» — чувствительные промежутки времени, когда ребёнок лучше усваивает знания.

Мария выступала на конференциях и передавала опыт другим учителям. Со временем «дома ребёнка» стали открываться и в других странах. А в 1929 году Мария вместе с сыном организовала Международную Ассоциацию Монтессори, которая сейчас работает по всему миру.
В «Доме ребёнка» Монтессори продолжила научную работу. Там же она открыла «сензитивные периоды» — чувствительные промежутки времени, когда ребёнок лучше усваивает знания.

Мария выступала на конференциях и передавала опыт другим учителям. Со временем «дома ребёнка» стали открываться и в других странах. А в 1929 году Мария вместе с сыном организовала Международную Ассоциацию Монтессори, которая сейчас работает по всему миру.
Как работает методика
— Методика Марии Монтессори основана на главном принципе — «помоги мне это сделать самому». В таком формате взрослый создаёт среду, которая побуждает ребёнка действовать самостоятельно. Мария Монтессори считала, что каждый ученик хочет узнавать новое, хоть ему можно привить навыки беспомощности такими фразами, как «не трогай», «не лезь», «я сам быстрее сделаю». С помощью методики работа в классе организовывается так, чтобы дети выбирали себе задания и материалы в соответствии с возрастом и уровнем знаний.

Учитель в этой системе выступает наблюдателем и руководителем процесса. Его принцип — направлять, мотивировать и учить ответственности: «Ты сможешь! Давай я тебе покажу, как именно. Но я не буду делать за тебя».

Важно отметить, что Мария Монтессори уделяла особое внимание подготовке педагогов. Учитель в такой методике должен быть гибким и терпеливым, готовым поддерживать и направлять детей, но не вмешиваться в самостоятельное исследование. Также ему нужно быть открытым к миру и к личным потребностям детей, уметь адаптировать учебную программу под особенности и интересы каждого ребёнка и пробуждать интерес детей к исследованию. Важно владеть психологическими приёмами, которым обучают только на курсах Монтессори, из-за чего они могут быть недоступны для широкого круга педагогов.
Как работает методика
— Методика Марии Монтессори основана на главном принципе — «помоги мне это сделать самому». В таком формате взрослый создаёт среду, которая побуждает ребёнка действовать самостоятельно. Мария Монтессори считала, что каждый ученик хочет узнавать новое, хоть ему можно привить навыки беспомощности такими фразами, как «не трогай», «не лезь», «я сам быстрее сделаю». С помощью методики работа в классе организовывается так, чтобы дети выбирали себе задания и материалы в соответствии с возрастом и уровнем знаний.

Учитель в этой системе выступает наблюдателем и руководителем процесса. Его принцип — направлять, мотивировать и учить ответственности: «Ты сможешь! Давай я тебе покажу, как именно. Но я не буду делать за тебя».

Важно отметить, что Мария Монтессори уделяла особое внимание подготовке педагогов. Учитель в такой методике должен быть гибким и терпеливым, готовым поддерживать и направлять детей, но не вмешиваться в самостоятельное исследование. Также ему нужно быть открытым к миру и к личным потребностям детей, уметь адаптировать учебную программу под особенности и интересы каждого ребёнка и пробуждать интерес детей к исследованию. Важно владеть психологическими приёмами, которым обучают только на курсах Монтессори, из-за чего они могут быть недоступны для широкого круга педагогов.
Нестандартно устроено и само обучение — классы в школе разновозрастные. Старшие дети опекают младших, рассказывают им, как выполнять задания, работать с материалом или следовать правилам класса. Они делают это по желанию и таким образом сами изучают материал. У методики Монтессори есть и другие плюсы — дети развивают самостоятельность, ответственность, творческое мышление и социальные навыки. Также она улучшает внимание школьников, помогает усвоить знания через практическую деятельность и расширить кругозор. Ребята становятся самостоятельными, ответственными и учатся мыслить творчески.

У методики есть и недостатки. В первую очередь, это дорогостоящее обучение учителей, а также трудности в изучении некоторых предметов и зависимость от специальных Монтессори-материалов. В системе Монтессори больше внимания уделяется навыкам детей, а не знаниям по предметам. Из-за этого могут возникнуть сложности на аттестации и экзаменах.

Также среди минусов системы и её доступность. В нашей стране методику применяют только частные школы. В государственных же действует единая для всех школьников система обучения.
Нестандартно устроено и само обучение — классы в школе разновозрастные. Старшие дети опекают младших, рассказывают им, как выполнять задания, работать с материалом или следовать правилам класса. Они делают это по желанию и таким образом сами изучают материал. У методики Монтессори есть и другие плюсы — дети развивают самостоятельность, ответственность, творческое мышление и социальные навыки. Также она улучшает внимание школьников, помогает усвоить знания через практическую деятельность и расширить кругозор. Ребята становятся самостоятельными, ответственными и учатся мыслить творчески.

У методики есть и недостатки. В первую очередь, это дорогостоящее обучение учителей, а также трудности в изучении некоторых предметов и зависимость от специальных Монтессори-материалов. В системе Монтессори больше внимания уделяется навыкам детей, а не знаниям по предметам. Из-за этого могут возникнуть сложности на аттестации и экзаменах.

Также среди минусов системы и её доступность. В нашей стране методику применяют только частные школы. В государственных же действует единая для всех школьников система обучения.
Существует множество методов обучения, и исследователи сходятся во мнении, что среди них нет «плохих» и «хороших». Каждый будет более или менее действенным для разных учеников и педагогов.
Существует множество методов обучения, и исследователи сходятся во мнении, что среди них нет «плохих» и «хороших». Каждый будет более или менее действенным для разных учеников и педагогов.
Какие упражнения методики Монтессори можно использовать на школьных уроках
— На уроках можно использовать не саму методику, а некоторые её части. Например, математические игры, которые научат школьника считать, логические задания для развития мышления, упражнения для мелкой моторики. Также можно задействовать специальные материалы для сенсорного развития.

Ещё один приём — чтение классификационных карточек. С его помощью можно научить ребёнка запоминать названия разных предметов и развить его устную речь. Пригласите малыша за стол, принесите набор классификационных карточек — с рисунками и названиями предметов. Разложите карточки с рисунками и повторите названия. Достаньте карточки с названиями. Попросите ученика их прочитать и положить под карточку с рисунком. Проверьте соответствие с помощью набора контрольных карточек. Предложите ребёнку позаниматься с этим набором.

Благодаря такой технике дети читают и самостоятельно проверяют себя с помощью контрольных карт. Эти наборы помогают регулировать уровень сложности чтения, темп чтения для разных ребят.
Какие упражнения методики Монтессори можно использовать на школьных уроках
— На уроках можно использовать не саму методику, а некоторые её части. Например, математические игры, которые научат школьника считать, логические задания для развития мышления, упражнения для мелкой моторики. Также можно задействовать специальные материалы для сенсорного развития.

Ещё один приём — чтение классификационных карточек. С его помощью можно научить ребёнка запоминать названия разных предметов и развить его устную речь. Пригласите малыша за стол, принесите набор классификационных карточек — с рисунками и названиями предметов. Разложите карточки с рисунками и повторите названия. Достаньте карточки с названиями. Попросите ученика их прочитать и положить под карточку с рисунком. Проверьте соответствие с помощью набора контрольных карточек. Предложите ребёнку позаниматься с этим набором.

Благодаря такой технике дети читают и самостоятельно проверяют себя с помощью контрольных карт. Эти наборы помогают регулировать уровень сложности чтения, темп чтения для разных ребят.
Как учителю младших классов освоить методику
— Обучиться методике в России можно в нескольких организациях:

Международный Институт Монтессори-педагогики;
Ассоциация Монтессори-педагогов России;
Центр Монтессори;
Русский Монтессори-институт;
Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой;
Евразийский Монтессори-центр;
Монтессори-курсы Александра и Веры Могилёвых.
Как учителю младших классов освоить методику
— Обучиться методике в России можно в нескольких организациях:

Международный Институт Монтессори-педагогики;
Ассоциация Монтессори-педагогов России;
Центр Монтессори;
Русский Монтессори-институт;
Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой;
Евразийский Монтессори-центр;
Монтессори-курсы Александра и Веры Могилёвых.
Можно пройти специальное обучение или курсы по методике Монтессори. Есть разные организации и учебные центры, которые предлагают такие курсы. В первую очередь — это курсы Международной Ассоциации Монтессори.
Можно пройти специальное обучение или курсы по методике Монтессори. Есть разные организации и учебные центры, которые предлагают такие курсы. В первую очередь — это курсы Международной Ассоциации Монтессори.
В России Фонд Монтессори находится в Санкт-Петербурге и проводит официальный АМИ-курс для педагогов двух групп: работающих с детьми от нуля до трёх лет и с трёх до шести лет.

Другие российские учебные центры работают, опираясь на международные стандарты, но у них нет официальной регистрации от Международной Ассоциации Монтессори. Их лекторы — это практики с многолетним опытом работы на Монтессори-площадках, которые сами получили международное образование.

Я училась на официальном АМИ-курсе на английском языке с переводом на русский. Обучение заняло два года.

Учителям, которые захотят освоить методику Монтессори, нужно быть готовыми выучить большой объём информации. Кроме того, им нужно разработать самостоятельно некоторые материалы для уроков Монтессори. Ещё преподавателей учат иначе общаться с детьми: их надо направлять, подсказывать, как сделать правильно, а не делать за них.

В конце курса педагоги сдают два экзамена: письменный и устный, пишут эссе и представляют презентации. Нужно подходить к аттестации серьёзно, запоминать объёмные, сложные материалы. Изучение методики требует полной отдачи от педагога.
В России Фонд Монтессори находится в Санкт-Петербурге и проводит официальный АМИ-курс для педагогов двух групп: работающих с детьми от нуля до трёх лет и с трёх до шести лет.

Другие российские учебные центры работают, опираясь на международные стандарты, но у них нет официальной регистрации от Международной Ассоциации Монтессори. Их лекторы — это практики с многолетним опытом работы на Монтессори-площадках, которые сами получили международное образование.

Я училась на официальном АМИ-курсе на английском языке с переводом на русский. Обучение заняло два года.

Учителям, которые захотят освоить методику Монтессори, нужно быть готовыми выучить большой объём информации. Кроме того, им нужно разработать самостоятельно некоторые материалы для уроков Монтессори. Ещё преподавателей учат иначе общаться с детьми: их надо направлять, подсказывать, как сделать правильно, а не делать за них.

В конце курса педагоги сдают два экзамена: письменный и устный, пишут эссе и представляют презентации. Нужно подходить к аттестации серьёзно, запоминать объёмные, сложные материалы. Изучение методики требует полной отдачи от педагога.
Читайте также
Полезный материал?
Читайте также:
Читайте также: