Александр Петраков
преподаватель программирования из города Болохово в Тульской области
01.03.2024

«На уроках я разрешаю ученикам разговаривать, шутить, слушать музыку и обращаться ко мне по имени»

01.03.2024
«На уроках я разрешаю ученикам разговаривать, шутить, слушать музыку и обращаться ко мне по имени»
Александр Петраков — преподаватель программирования в детском центре образования и победитель проекта «Лица Сферума». В этом году он защищает диплом в техникуме, а ещё разрабатывает чат-боты, чтобы обучать своих студентов. Александр хочет быть другом и наставником для детей: вместе они обсуждают школьные и личные вопросы, ходят в спортивный зал и на концерты.

В нашей рубрике «Быть учителем» Александр рассказывает, как находит общий язык с подростками, совмещает учёбу, работу и саморазвитие и черпает энергию в фитнес-тренировках.
Александр Петраков — преподаватель программирования в детском центре образования и победитель проекта «Лица Сферума». В этом году он защищает диплом в техникуме, а ещё разрабатывает чат-боты, чтобы обучать своих студентов. Александр хочет быть другом и наставником для детей: вместе они обсуждают школьные и личные вопросы, ходят в спортивный зал и на концерты.

В нашей рубрике «Быть учителем» Александр рассказывает, как находит общий язык с подростками, совмещает учёбу, работу и саморазвитие и черпает энергию в фитнес-тренировках.

Как вы решили стать учителем

— В школе мне нравились алгебра, химия, точные науки. Поэтому я поступил в Болоховский машиностроительный техникум Тульской области на специальность «информационные системы и программирование». Сейчас я оканчиваю четвёртый курс: изучаю создание сайтов и веб-дизайн. Я люблю программирование за то, что оно схематично и практично: ты учишь шаблон, а потом применяешь знания.

На первом курсе мне выпала возможность обучаться программированию на Python, а на втором — предложили устроиться преподавателем в «IT-куб» в Болохово в Тульской области. Это центр образования для детей, которые хотят получить цифровые навыки. Мне было любопытно попробовать преподавать, посмотреть, что из этого получится.

Я прошёл собеседование с директором, и меня взяли в образовательный центр на должность лаборанта. В это же время там открылась вакансия преподавателя по программированию на Python. Мне предложили вести эту группу. Хотя раньше я даже не планировал кого-то учить.

Преподавание сразу зацепило меня — хотелось делиться с детьми знаниями и опытом, быть их наставником и другом. Я молодой преподаватель, и поначалу разница в возрасте между мной и моими студентами составляла два года. К своему первому уроку я основательно готовился: сделал презентацию, подобрал задачи. Боялся, что меня не будут слушать. Но всё оказалось вовсе не так, как я думал: большинство ребят на уроке вели себя очень послушно, и вскоре мы смогли найти общий язык. А с этого года я стал дополнительно преподавать на федеральной образовательной программе «Код будущего».

Я вижу смысл своей работы в том, чтобы помогать подросткам развиваться, взрослеть, находить свой путь и уверенность в себе. У меня нет педагогического образования в классическом смысле, но я прошёл базовые курсы и получил опыт работы — сейчас они помогают мне успешно преподавать и выигрывать педагогические конкурсы. При этом я не исключаю, что в будущем захочу получить педагогическое образование.

Как вы решили стать учителем

— В школе мне нравились алгебра, химия, точные науки. Поэтому я поступил в Болоховский машиностроительный техникум Тульской области на специальность «информационные системы и программирование». Сейчас я оканчиваю четвёртый курс: изучаю создание сайтов и веб-дизайн. Я люблю программирование за то, что оно схематично и практично: ты учишь шаблон, а потом применяешь знания.

На первом курсе мне выпала возможность обучаться программированию на Python, а на втором — предложили устроиться преподавателем в «IT-куб» в Болохово в Тульской области. Это центр образования для детей, которые хотят получить цифровые навыки. Мне было любопытно попробовать преподавать, посмотреть, что из этого получится.

Я прошёл собеседование с директором, и меня взяли в образовательный центр на должность лаборанта. В это же время там открылась вакансия преподавателя по программированию на Python. Мне предложили вести эту группу. Хотя раньше я даже не планировал кого-то учить.

Преподавание сразу зацепило меня — хотелось делиться с детьми знаниями и опытом, быть их наставником и другом. Я молодой преподаватель, и поначалу разница в возрасте между мной и моими студентами составляла два года. К своему первому уроку я основательно готовился: сделал презентацию, подобрал задачи. Боялся, что меня не будут слушать. Но всё оказалось вовсе не так, как я думал: большинство ребят на уроке вели себя очень послушно, и вскоре мы смогли найти общий язык. А с этого года я стал дополнительно преподавать на федеральной образовательной программе «Код будущего».

Я вижу смысл своей работы в том, чтобы помогать подросткам развиваться, взрослеть, находить свой путь и уверенность в себе. У меня нет педагогического образования в классическом смысле, но я прошёл базовые курсы и получил опыт работы — сейчас они помогают мне успешно преподавать и выигрывать педагогические конкурсы. При этом я не исключаю, что в будущем захочу получить педагогическое образование.
Фото из личного архива Александра Петракова
Фото из личного архива Александра Петракова

Что для вас самое важное в работе

— Мне важно создать для детей комфортные условия. Я хочу, чтобы на занятиях ученики чувствовали себя как дома, а обучение проходило в удобном ритме и без напряжения. На первых занятиях я сразу сказал ребятам, что у нас маленькая разница в возрасте, и мы можем быть «на одной волне». Поэтому на уроках я включаю музыку, разрешаю студентам разговаривать, шутить, обращаться ко мне на «ты» и по имени.

Иногда ребята приходят ко мне, чтобы просто пообщаться, обсудить жизненные вопросы, поделиться мнением. Вместе мы проводим время не только в стенах колледжа, но и за его пределами: гуляем, ходим на экскурсии, в тренажёрный зал, даже на концерты. Я пытаюсь дать детям то, чего в своё время недостаточно получил сам. Когда ребята задают мне вопрос по учёбе, стараюсь максимально подробно всё объяснить, даже если приходится повторить несколько раз. Ещё применяю такую тактику: прошу ребёнка пересказать новый материал одногруппнику так, как если бы он сам был преподавателем.

Я всегда стараюсь поддерживать замкнутых детей, тех, кто стесняется отвечать. Потому что я понимаю, как они ощущают себя, какой стресс для них вызывает общение. А коммуникабельность нужно развивать в раннем возрасте: это качество очень пригодится в жизни.

Больше всего в работе мне нравится находить общий язык с учениками. За всё то время, что я преподаю, у меня никогда не было проблем, связанных с общением. Мы с ребятами всегда проговариваем любые сложности и недопонимания и решаем их без конфликтов.

Ещё мне нравится мотивировать школьников, менять их мировоззрение. Например, у меня есть очень активные ученики, которым сложно усидеть на месте — им я посоветовал ходить в тренажёрный зал, выпускать там энергию. И это очень помогло ребятам сконцентрироваться на уроках.

Идеальный урок для меня — такой, в котором ученики активно участвуют, задают вопросы, применяют знания на практике, работают в команде. Я бы добавил в него игры и дебаты, интерактивные форматы, чтобы ребята максимально включались в процесс.
Что для вас самое важное в работе
— Мне важно создать для детей комфортные условия. Я хочу, чтобы на занятиях ученики чувствовали себя как дома, а обучение проходило в удобном ритме и без напряжения. На первых занятиях я сразу сказал ребятам, что у нас маленькая разница в возрасте, и мы можем быть «на одной волне». Поэтому на уроках я включаю музыку, разрешаю студентам разговаривать, шутить, обращаться ко мне на «ты» и по имени.

Иногда ребята приходят ко мне, чтобы просто пообщаться, обсудить жизненные вопросы, поделиться мнением. Вместе мы проводим время не только в стенах колледжа, но и за его пределами: гуляем, ходим на экскурсии, в тренажёрный зал, даже на концерты. Я пытаюсь дать детям то, чего в своё время недостаточно получил сам. Когда ребята задают мне вопрос по учёбе, стараюсь максимально подробно всё объяснить, даже если приходится повторить несколько раз. Ещё применяю такую тактику: прошу ребёнка пересказать новый материал одногруппнику так, как если бы он сам был преподавателем.

Я всегда стараюсь поддерживать замкнутых детей, тех, кто стесняется отвечать. Потому что я понимаю, как они ощущают себя, какой стресс для них вызывает общение. А коммуникабельность нужно развивать в раннем возрасте: это качество очень пригодится в жизни.

Больше всего в работе мне нравится находить общий язык с учениками. За всё то время, что я преподаю, у меня никогда не было проблем, связанных с общением. Мы с ребятами всегда проговариваем любые сложности и недопонимания и решаем их без конфликтов.

Ещё мне нравится мотивировать школьников, менять их мировоззрение. Например, у меня есть очень активные ученики, которым сложно усидеть на месте — им я посоветовал ходить в тренажёрный зал, выпускать там энергию. И это очень помогло ребятам сконцентрироваться на уроках.

Идеальный урок для меня — такой, в котором ученики активно участвуют, задают вопросы, применяют знания на практике, работают в команде. Я бы добавил в него игры и дебаты, интерактивные форматы, чтобы ребята максимально включались в процесс.
Фото из личного архива Александра Петракова
Фото из личного архива Александра Петракова

Как вы развиваетесь в профессии

— Каждый год прохожу онлайн-курсы по программированию. Недавно изучал создание чат-ботов с помощью Python, фронтенд-разработку и курсы от Министерства просвещения. Иногда прохожу курсы от любимых блогеров. Например, семидневный интенсив по фулстек-разработке.

В целом хочу усилить навыки в области программирования, умение работать в команде и аналитическое мышление. Ещё для меня очень важно развить коммуникабельность — я довольно стеснительный, но при этом люблю общаться. Помогают профессиональные форумы: например, недавно ездил на «Область будущего» в Липецк.

Я регулярно смотрю материалы по работе в интернете. Ещё заказал себе книги по программированию — к сожалению, я редко читаю, но хотел бы приобрести такую привычку. Признаюсь: последний раз полностью прочёл художественную книгу в пятом классе. Нужно наверстать упущенное.

Из творческих навыков — хочу освоить электрогитару. Я купил её себе пару месяцев назад, научился немного играть, но пока не хватает времени.
Как вы развиваетесь в профессии
— Каждый год прохожу онлайн-курсы по программированию. Недавно изучал создание чат-ботов с помощью Python, фронтенд-разработку и курсы от Министерства просвещения. Иногда прохожу курсы от любимых блогеров. Например, семидневный интенсив по фулстек-разработке.

В целом хочу усилить навыки в области программирования, умение работать в команде и аналитическое мышление. Ещё для меня очень важно развить коммуникабельность — я довольно стеснительный, но при этом люблю общаться. Помогают профессиональные форумы: например, недавно ездил на «Область будущего» в Липецк.

Я регулярно смотрю материалы по работе в интернете. Ещё заказал себе книги по программированию — к сожалению, я редко читаю, но хотел бы приобрести такую привычку. Признаюсь: последний раз полностью прочёл художественную книгу в пятом классе. Нужно наверстать упущенное.

Из творческих навыков — хочу освоить электрогитару. Я купил её себе пару месяцев назад, научился немного играть, но пока не хватает времени.
Александр Петраков на стратегической сессии по итогам олимпиады «Лица Сферума»
Фото: Евгений Котельников
Александр Петраков на стратегической сессии по итогам олимпиады «Лица Сферума»
Фото: Евгений Котельников

Как цифровые технологии помогают вам в работе?

— Я ещё не проводил онлайн-уроки, но если кто-то из моих учеников не понимает новую тему, я всегда предлагаю созвониться и подробно обсудить. Мы с ребятами создали чат в Сферуме, где вместе обсуждаем вопросы по учёбе. Ребята объясняют одногруппникам сложные темы и работают в команде.

С детьми мы часто общаемся онлайн, но ещё чаще — офлайн. При этом остаёмся на связи в любое время суток: я не ставлю рамок в общении, отвечаю на сообщения даже ночью. Например, с одним мальчиком мы общались до четырёх часов утра о его проблеме. Мне не сложно выделять время для своих учеников.

Я постоянно использую цифровые технологии в обучении. Три моих любимых инструмента:

  • конструкторы тестов — в них можно легко и быстро собирать упражнения по новым темам;
  • Сферум — там мы с ребятами подводим итоги года: я выкладываю в чат видео на пять минут, где даю обратную связь группе и благодарю за работу. А в ответ ребята записывают видеокружки с оценкой своих результатов. Все комментарии и заметки по итогам работы мы собираем в файл «Кейс с полезными материалами»;
  • чат-боты — помогают ребятам усвоить новый и дополнительный материал: к примеру, про безопасность в интернете.

Чтобы сделать уроки интереснее и полезнее, я бы предложил использовать интерактивные и игровые форматы: так дети запоминают информацию гораздо лучше. В этом помогает Сферум: в нём я создаю уроки, собираю тесты, готовлю задания и игры, оцениваю успеваемость студентов. Ещё я думаю, что учеников мотивирует рейтинговая система, здоровая конкуренция. В этом плане мне нравятся награды в Сферуме: можно отметить достижения ребят.

Я мечтаю разработать свою платформу для саморазвития и обучения с элементами игры. Например, там можно было бы зайти в личный аккаунт, получить актуальные знания и оставить обратную связь.
Как цифровые технологии помогают вам в работе?
— Я ещё не проводил онлайн-уроки, но если кто-то из моих учеников не понимает новую тему, я всегда предлагаю созвониться и подробно обсудить. Мы с ребятами создали чат в Сферуме, где вместе обсуждаем вопросы по учёбе. Ребята объясняют одногруппникам сложные темы и работают в команде.

С детьми мы часто общаемся онлайн, но ещё чаще — офлайн. При этом остаёмся на связи в любое время суток: я не ставлю рамок в общении, отвечаю на сообщения даже ночью. Например, с одним мальчиком мы общались до четырёх часов утра о его проблеме. Мне не сложно выделять время для своих учеников.

Я постоянно использую цифровые технологии в обучении. Три моих любимых инструмента:

  • конструкторы тестов — в них можно легко и быстро собирать упражнения по новым темам;
  • Сферум — там мы с ребятами подводим итоги года: я выкладываю в чат видео на пять минут, где даю обратную связь группе и благодарю за работу. А в ответ ребята записывают видеокружки с оценкой своих результатов. Все комментарии и заметки по итогам работы мы собираем в файл «Кейс с полезными материалами»;
  • чат-боты — помогают ребятам усвоить новый и дополнительный материал: к примеру, про безопасность в интернете.

Чтобы сделать уроки интереснее и полезнее, я бы предложил использовать интерактивные и игровые форматы: так дети запоминают информацию гораздо лучше. В этом помогает Сферум: в нём я создаю уроки, собираю тесты, готовлю задания и игры, оцениваю успеваемость студентов. Ещё я думаю, что учеников мотивирует рейтинговая система, здоровая конкуренция. В этом плане мне нравятся награды в Сферуме: можно отметить достижения ребят.

Я мечтаю разработать свою платформу для саморазвития и обучения с элементами игры. Например, там можно было бы зайти в личный аккаунт, получить актуальные знания и оставить обратную связь.
Как подвести итоги
года онлайн
Читайте подробнее об авторской образовательной механике Александра Петракова в Библиотеке практик
Как подвести итоги
года онлайн
Читайте подробнее об авторской образовательной механике Александра Петракова в Библиотеке практик
Фото из личного архива Александра Петракова
Фото из личного архива Александра Петракова

Что вас вдохновляет

— Я не привык загадывать достичь чего-то через год или пять лет, обычно я просто делаю то, что требуется прямо сейчас. Но я надеюсь вскоре стать опытным фулстек-разработчиком и обучать других созданию сайтов. А через пять лет мечтаю создать свои курсы по программированию в игровом формате. И ещё хочется запустить и развить свой блог про фулстек-разработку — для этого предстоит приобрести медийные навыки, а это работа вдолгую.

В работе и в жизни меня вдохновляет уникальность каждого человека, возможность узнать о скрытых талантах разных людей, чему-то у них научиться. Всегда с интересом слушаю истории о чьих-то достижениях, преодолении трудностей. Ещё я люблю учиться, и сам процесс заряжает меня. Иногда я так увлекаюсь новыми знаниями, что могу провести за учёбой сутки, не спать и не выходить из дома. Благодаря этому удаётся достичь высоких результатов.

Большое место в моей жизни занимает спорт. Он развивает силу воли, самодисциплину, помогает справиться с негативными эмоциями и отвлечься. Я хожу в фитнес-зал, занимаюсь силовой тягой. Одно время даже думал: если не стану педагогом и айтишником, буду фитнес-тренером. Я изучаю много материалов по этой теме и мотивирую своих учеников тренироваться: это очень полезно для взросления.
Что вас вдохновляет
— Я не привык загадывать достичь чего-то через год или пять лет, обычно я просто делаю то, что требуется прямо сейчас. Но я надеюсь вскоре стать опытным фулстек-разработчиком и обучать других созданию сайтов. А через пять лет мечтаю создать свои курсы по программированию в игровом формате. И ещё хочется запустить и развить свой блог про фулстек-разработку — для этого предстоит приобрести медийные навыки, а это работа вдолгую.

В работе и в жизни меня вдохновляет уникальность каждого человека, возможность узнать о скрытых талантах разных людей, чему-то у них научиться. Всегда с интересом слушаю истории о чьих-то достижениях, преодолении трудностей. Ещё я люблю учиться, и сам процесс заряжает меня. Иногда я так увлекаюсь новыми знаниями, что могу провести за учёбой сутки, не спать и не выходить из дома. Благодаря этому удаётся достичь высоких результатов.

Большое место в моей жизни занимает спорт. Он развивает силу воли, самодисциплину, помогает справиться с негативными эмоциями и отвлечься. Я хожу в фитнес-зал, занимаюсь силовой тягой. Одно время даже думал: если не стану педагогом и айтишником, буду фитнес-тренером. Я изучаю много материалов по этой теме и мотивирую своих учеников тренироваться: это очень полезно для взросления.
Александр Петраков на стратегической сессии по итогам олимпиады «Лица Сферума»
Фото: Евгений Котельников
Александр Петраков на стратегической сессии по итогам олимпиады «Лица Сферума»
Фото: Евгений Котельников
Полезный материал?
Читайте также: