03.11.2022

Как заинтересовать детей естественными науками

Вдохновить детей учителям помогают необычные опыты или разговоры на интересную тему — например, существуют ли внеземные цивилизации. А ещё — современная подача материала и использование цифровых технологий.

Мы поговорили с учителями физики и астрономии Галиной Эсман и Екатериной Шинкоренко — и узнали, какие способы они используют, чтобы влюбить детей в науку и изучение мира. Один из них — материалы научно-просветительской платформы Homo Science, которые помогут любому учителю подготовиться к занятиям и провести их на ура.

Использовать полезные материалы

В начале учебного года преподаватель составляет программу обучения, которая должна соответствовать ФГОС. Каждую тему из программы можно интересно представить ученикам, если творчески подойти к занятию и использовать грамотно составленные методические материалы.

В этом помогут дополнительные материалы: например, видео с современным учёным или онлайн-викторина. Каждый преподаватель естественных наук может найти их на платформе Homo Science. Здесь собраны больше 200 интересных материалов: видео, подкасты, статьи о разных областях науки. Их готовят учёные, эксперты и популяризаторы науки — и делают это в доступной и увлекательной форме. На платформе есть даже тесты по разным дисциплинам: биологии, антропологии, астрономии — их могут проходить ученики, чтобы закрепить знания.
Галина Эсман активно использует платформу для подготовки к урокам и рекомендует материалы, которые помогают ученикам при написании учебных проектов. Например, для проекта по теме «Использование лазерных технологий в МЧС и в экологии» Галина посоветовала посмотреть видео о лазерных технологиях в МЧС. Из видео ученики могут узнать, как связаны лазерная установка и ликвидация последствий чрезвычайных происшествий.

Проводить опыты и объяснять, как знания пригодятся в жизни

Эксперименты помогают разнообразить уроки: ученики могут разобраться в самых сложных физических явлениях и узнать, что заниматься наукой — это интересный способ изучить мир вокруг себя.

Екатерина Шинкоренко рассказывает, что её ученикам очень нравятся практические работы. Это даёт им возможность своими руками собрать настоящую электрическую схему, а ещё изучить модель электродвигателя или исследовать изображение в зеркалах и линзах.

Каждый год учитель проводит урок, на котором ребята сами ставят опыты в рамках темы «Молекулярно-кинетическая теория». Ученики заранее выбирают, что будут показывать, а Екатерина может посоветовать, как более наглядно и грамотно провести опыт.

Если в школе нет оборудованной лаборатории, Екатерина рекомендует проводить виртуальные исследования. В этом помогут приложения Phyphox или Virtual Labs.

Дополнительно для проведения занятий учителя могут использовать видеоигры. Например, в игре Minecraft ученики Екатерины построили мини-модель ядерного реактора. Если есть сомнения, стоит ли использовать видеоигры, можно изучить статью «Как видеоигры помогают науке» на платформе Homo Science.

Также с учениками будет интересно обсудить явления, которые окружают нас в повседневной жизни. Предлагаем несколько материалов на такие темы:

Разбирать необычные темы

На уроках физики интересно поговорить про атомную энергетику — как эта область науки помогает нашей планете и человеку. Например, Галина в рамках своих занятий реализует проект «Мирный атом», где говорит с детьми про все виды энергии, но в особенности — про атомную энергию.

Эта тема очень близка для уральского региона, где живёт и преподаёт Галина. Вместе с учениками они не только изучают эту область науки на уроках, но и устраивают тематические выезды. Например, школьники вместе с учителем посещали онкологический центр, где расположен реактор. Устройство производит медицинские радионуклиды, и дети сами увидели, как современные технологии помогают бороться с онкологическими заболеваниями. Также школьники побывали на Белоярской АЭС, где узнали о перспективах развития отрасли.

Каждый учитель тоже может интересно рассказать про атомную энергетику, даже если нет возможности побывать на атомной электростанции. В этом поможет проект «Атомный урок». На сайте собраны интересные материалы от экспертов, которые можно использовать на уроках с первого по одиннадцатый класс. А ещё викторины, которые помогут закрепить знания.

Также педагог может проводить «Атомные уроки», «Атомные классные часы» — и участвовать в конкурсе, где можно получить возможность участвовать в экспедиции на Северный полюс. Подробную информацию ищите на сайте проекта.

На уроках астрономии ученики часто задают вопрос: «А есть ли кто-то на других планетах?» Екатерина считает, что эта тема очень важна для самоопределения человека в этом мире. Поэтому иногда проводит уроки, где они с учениками обсуждают НЛО, смотрят записи с неопознанными объектами. Ещё поднимают вопрос о прошлых цивилизациях и аннунаках, смотрят ежегодные новости об их прибытии на нашу планету — хоть и один оборот их планеты составляет 3 600 лет.

Дополнительно на таком уроке интересно поговорить про зоопарк Циолковского, парадокс Ферми и обсудить другие вопросы. Действительно ли мы — единственная цивилизация, или, может, другие цивилизации ещё не настолько развиты? Что будет, если человек сможет обнаружить их? Однозначного ответа не существует, но это интересная тема, чтобы устроить школьные дебаты — и таким образом развивать критическое мышление учеников.

Полезными для учителей астрономии станут дополнительные материалы: например, видео с астрономом на тему «Существуют ли НЛО?» от проекта Homo Science или размышления эксперта о том, можно ли жить на других планетах. Их можно посмотреть вместе с учениками и обсудить те вопросы, которые возникли у них после просмотра.
Естественные науки — это увлекательно! Достаточно добавить в уроки интересные практические форматы и материалы на разные темы.
Полезный материал?
Читайте также: