31.05.2022

Иммерсивность: как такой метод может преобразить традиционное обучение

31.05.2022
Иммерсивность: как такой метод может преобразить традиционное обучение
Иммерсивность — новый метод обучения, который помогает вовлекать учеников в процесс познания, когда вокруг много отвлекающих факторов.

Разобраться в этом методе поможет Анна Бабина — автор Telegram-канала о цифровых инструментах для обучения.

В статье она рассказала, откуда появился иммерсивный метод и как его использовать в традиционном обучении.
Иммерсивность — новый метод обучения, который помогает вовлекать учеников в процесс познания, когда вокруг много отвлекающих факторов.

Разобраться в этом методе поможет Анна Бабина — автор Telegram-канала о цифровых инструментах для обучения.

В статье она рассказала, откуда появился иммерсивный метод и как его использовать в традиционном обучении.

  • Анна Бабина

    Корпоративный тренер Center-Game, методист

    Фонда развития Физтех-школ

  • Анна Бабина

    Корпоративный тренер Center-Game, методист

    Фонда развития Физтех-школ


Что значит иммерсивность
Иммерсивный — значит погружающий в действие. Объяснить этот термин можно на примере иммерсивного театра, когда зрители буквально участвуют в постановке и контактируют с артистами. Результат происходящего зависит от всех участников — каждый может проявить себя, что приведёт к новому, незапланированному финалу.
Что значит иммерсивность
Иммерсивный — значит погружающий в действие. Объяснить этот термин можно на примере иммерсивного театра, когда зрители буквально участвуют в постановке и контактируют с артистами. Результат происходящего зависит от всех участников — каждый может проявить себя, что приведёт к новому, незапланированному финалу.
Что такое иммерсивность в обучении
Принцип иммерсивного обучения такой же, как и у иммерсивного театра: учащиеся погружаются в интерактивную среду, где осваивают новые навыки и знания.

Главные критерии иммерсивного обучения:

  • Спонтанность. В процессе обучения нет готового сценария, поэтому ученики могут проявить себя в разных форматах, когда захотят. Задача учителя — создать атмосферу доверия, чтобы дети могли раскрыться.
  • Контакт. Во время взаимодействия важно чувствовать и понимать окружающих, бережно к ним относиться.
  • Нет иерархии. Нет тех, кто только учит, и тех, кто только учится.
  • Импровизация. Нет единых целей для всех, в спонтанности и контакте каждый создаёт собственный результат и все вместе — общий и групповой.

Иммерсивность повышает мотивацию за счёт того, что каждый участник обучения может быть субъектом и проходить свой путь. Это всегда риск, потому что нельзя предугадать, что ждёт участников в конце такого взаимодействия. Но они точно получат новый опыт.
Что такое иммерсивность в обучении
Принцип иммерсивного обучения такой же, как и у иммерсивного театра: учащиеся погружаются в интерактивную среду, где осваивают новые навыки и знания.

Главные критерии иммерсивного обучения:

  • Спонтанность. В процессе обучения нет готового сценария, поэтому ученики могут проявить себя в разных форматах, когда захотят. Задача учителя — создать атмосферу доверия, чтобы дети могли раскрыться.
  • Контакт. Во время взаимодействия важно чувствовать и понимать окружающих, бережно к ним относиться.
  • Нет иерархии. Нет тех, кто только учит, и тех, кто только учится.
  • Импровизация. Нет единых целей для всех, в спонтанности и контакте каждый создаёт собственный результат и все вместе — общий и групповой.

Иммерсивность повышает мотивацию за счёт того, что каждый участник обучения может быть субъектом и проходить свой путь. Это всегда риск, потому что нельзя предугадать, что ждёт участников в конце такого взаимодействия. Но они точно получат новый опыт.
Нужны ли технологии для иммерсивного обучения
Виртуальная и дополненная реальность могут создавать среду для иммерсивного обучения, но сами по себе технологии не гарантируют иммерсивности. Основа такого метода — не технологии, а люди, которые создают отношения и вступают в коллективное взаимодействие.
Нужны ли технологии для иммерсивного обучения
Виртуальная и дополненная реальность могут создавать среду для иммерсивного обучения, но сами по себе технологии не гарантируют иммерсивности. Основа такого метода — не технологии, а люди, которые создают отношения и вступают в коллективное взаимодействие.
Можно ли внедрить иммерсивное обучение в школах
Школы не используют иммерсивный метод во всех процессах обучения, поскольку в школе чаще всего существуют субъектно-объектные отношения между учителем и учеником. А иммерсивность — про субъектно-субъектные отношения.

Однако внедрение иммерсивных методов вполне возможно, если учитель на это готов. Прежде всего — готов к субъектно-субъектным отношениям с учениками хотя бы в игре, а иногда и в проектной деятельности, если она спонтанна и ученик там субъектен.

Отличный пример про иммерсивность — опыт коллеги Анны из сельской школы. Во время пандемии завуч от безысходности попросила учеников наладить онлайн-обучение. Потому что учителя могли разве что принимать задания в чате ВКонтакте.

Тогда ученики развернули систему на Discord, обучили учителей, поддерживали их на занятиях в младших классах. После этого школа стала другой — у учителей и учеников возникли субъектно-субъектные отношения и они смогли сохранить их. Учебная деятельность и отношения стали лучше, а иммерсивность образовательного процесса возросла.
Можно ли внедрить иммерсивное обучение в школах
Школы не используют иммерсивный метод во всех процессах обучения, поскольку в школе чаще всего существуют субъектно-объектные отношения между учителем и учеником. А иммерсивность — про субъектно-субъектные отношения.

Однако внедрение иммерсивных методов вполне возможно, если учитель на это готов. Прежде всего — готов к субъектно-субъектным отношениям с учениками хотя бы в игре, а иногда и в проектной деятельности, если она спонтанна и ученик там субъектен.

Отличный пример про иммерсивность — опыт коллеги Анны из сельской школы. Во время пандемии завуч от безысходности попросила учеников наладить онлайн-обучение. Потому что учителя могли разве что принимать задания в чате ВКонтакте.

Тогда ученики развернули систему на Discord, обучили учителей, поддерживали их на занятиях в младших классах. После этого школа стала другой — у учителей и учеников возникли субъектно-субъектные отношения и они смогли сохранить их. Учебная деятельность и отношения стали лучше, а иммерсивность образовательного процесса возросла.
Главное
  • Иммерсивность — это взаимодействие участников образовательного процесса на равных, когда в процессе они влияют друг на друга и появляется что-то новое.
  • Иммерсивное обучение похоже на иммерсивное искусство — каждый участник процесса оказывается субъектом, и это повышает мотивацию к получению нового опыта.
  • Для иммерсивного обучения необязательно использовать виртуальную и дополненную реальность. Главное — человеческие отношения и коллективное взаимодействие.
  • В школах не получится внедрить иммерсивный метод во все процессы обучения, но его можно использовать в проектной деятельности в формате игры. Главное, чтобы учитель с учениками смогли коммуницировать на равных.
Главное
  • Иммерсивность — это взаимодействие участников образовательного процесса на равных, когда в процессе они влияют друг на друга и появляется что-то новое.
  • Иммерсивное обучение похоже на иммерсивное искусство — каждый участник процесса оказывается субъектом, и это повышает мотивацию к получению нового опыта.
  • Для иммерсивного обучения необязательно использовать виртуальную и дополненную реальность. Главное — человеческие отношения и коллективное взаимодействие.
  • В школах не получится внедрить иммерсивный метод во все процессы обучения, но его можно использовать в проектной деятельности в формате игры. Главное, чтобы учитель с учениками смогли коммуницировать на равных.
Хотите узнать, как можно применять иммерсивный метод
в обучении? Скачивайте пример такого занятия в PDF и изучайте.
Хотите узнать, как можно применять иммерсивный метод
в обучении? Скачивайте пример такого занятия в PDF и изучайте.
Читайте также:
Читайте также: