10.04.2024

Как мотивировать ребёнка на учёбу: проекты, подвижные игры, дискуссии и портфолио

Как игра «Крокодил» может вовлечь детей в обучение? Почему учителям полезно шутить на занятиях? Как подобрать задания, чтобы мотивировать школьников заниматься лучше? На эти имдругие вопросы ответили вместе с Инной Ярцевой, психологом и руководителем проекта «Вариант». Инна утверждает: любого ученика можно настроить на учёбу и помочь ему поддерживать интерес на уроках. Как именно — читайте в нашей статье
10.04.2024

Как мотивировать ребёнка на учёбу: проекты, подвижные игры, дискуссии и портфолио

Как игра «Крокодил» может вовлечь детей в обучение? Почему учителям полезно шутить на занятиях? Как подобрать задания, чтобы мотивировать школьников заниматься лучше? На эти имдругие вопросы ответили вместе с Инной Ярцевой, психологом и руководителем проекта «Вариант». Инна утверждает: любого ученика можно настроить на учёбу и помочь ему поддерживать интерес на уроках. Как именно — читайте в нашей статье

Как учителю сформировать у детей мотивацию к обучению
Вдохновляйте тем, что вдохновляет вас

Для начала важно правильно подобрать учебный материал. Он должен быть:

  • связанным с реальной жизнью. Ученик захочет изучать физику или математику, если будет понимать, зачем они нужны в жизни, как знания можно применить на практике. Например, навык устного счёта поможет легко расплатиться в магазине или сложить стоимость на ценниках;

  • сложнее предыдущего. Ребёнок заскучает, если ему будет слишком просто. Усложняйте задания постепенно, отталкивайтесь от того опыта, который уже есть. На уроках обществознания ученику легко даются сочинения? Попросите его написать реферат, углубить и расширить работу с источниками, сравнить точки зрения нескольких исследователей;

  • разнообразным. Чем больше форматов вы используете, тем увлекательнее детям учиться. Добавьте к учебникам и тетрадям видео, экскурсии, проекты — чем больше, те  лучше. Можете использовать Сферум. Например, с его помощью удобно проводить опросы, викторины и марафоны по любому школьному предмету
Как учителю сформировать у детей мотивацию к обучению
Для начала важно правильно подобрать учебный материал. Он должен быть:

  • связанным с реальной жизнью. Ученик захочет изучать физику или математику, если будет понимать, зачем они нужны в жизни, как знания можно применить на практике. Например, навык устного счёта поможет легко расплатиться в магазине или сложить стоимость на ценниках;

  • сложнее предыдущего. Ребёнок заскучает, если ему будет слишком просто. Усложняйте задания постепенно, отталкивайтесь от того опыта, который уже есть. На уроках обществознания ученику легко даются сочинения? Попросите его написать реферат, углубить и расширить работу с источниками, сравнить точки зрения нескольких исследователей;

  • разнообразным. Чем больше форматов вы используете, тем увлекательнее детям учиться. Добавьте к учебникам и тетрадям видео, экскурсии, проекты — чем больше, те  лучше. Можете использовать Сферум. Например, с его помощью удобно проводить опросы, викторины и марафоны по любому школьному предмету
Как учителю провести тематический марафон в Сферуме? Для начала определитесь с форматом и тематикой. Подробнее читайте в нашей статье: Как освоить новую тему и развить творческие способности учеников: «Правильный марафон» от учителя русского языка
Как учителю провести тематический марафон в Сферуме? Для начала определитесь с форматом и тематикой. Подробнее читайте в нашей статье: Как освоить новую тему и развить творческие способности учеников: «Правильный марафон» от учителя русского языка
Проработайте с ребятами цели их обучения. Ребёнок и его родители должны чётко понимать, для чего вы задаёте домашние задания и почему выбираете для уроков именно эти темы и материалы. Спросите у ученика, в чём он видит смысл учёбы, а потом сформулируйте конкретную цель вместе. Важно, чтобы она была актуальной для его возраста: например, стать врачом — это слишком абстрактно для шестиклассника. А выучить правила русского языка, чтобы писать грамотные тексты об организме животных в социальной сети — уже более достижимая цель для ребёнка
Проработайте с ребятами цели их обучения. Ребёнок и его родители должны чётко понимать, для чего вы задаёте домашние задания и почему выбираете для уроков именно эти темы и материалы. Спросите у ученика, в чём он видит смысл учёбы, а потом сформулируйте конкретную цель вместе. Важно, чтобы она была актуальной для его возраста: например, стать врачом — это слишком абстрактно для шестиклассника. А выучить правила русского языка, чтобы писать грамотные тексты об организме животных в социальной сети — уже более достижимая цель для ребёнка
Детей проще привлечь к сложным темам, показывая страсть к знаниям на личном примере

В свободное от работы время вы находите новые планеты или звёзды, проводя сложные математические вычисления? Расскажите об этом ученикам! Если дети после этого захотят подготовить интересный проект по астрономии — обязательно поддержите их
Инна Ярцева
психолог и руководитель проекта «Вариант»
Детей проще привлечь к сложным темам, показывая страсть к знаниям на личном примере

В свободное от работы время вы находите новые планеты или звёзды, проводя сложные математические вычисления? Расскажите об этом ученикам! Если дети после этого захотят подготовить интересный проект по астрономии — обязательно поддержите их
Инна Ярцева
психолог и руководитель проекта «Вариант»

Как мотивировать ученика работать на уроках

Попробуйте использовать «ловушки внимания»: что-то нехарактерное для вашего урока. Например, изменение интонации, смену обстановки, новый вид деятельности. Процитируйте произведение или продекламируйте стихотворение, которое станет эпиграфом к вашему занятию. Взбодрите учеников: предложите решить сложную задачку, которая потребует включить логику и воображение. Так вы поднимете активность на уроке

Не бойтесь использовать юмор: он не только привлечёт внимание учеников, но и сблизит вас с ребятами, поможет разрядить обстановку. Расскажите анекдот по теме занятия или предложите забавный и креативный способ запоминания. Например: «Что такое биссектриса? Это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам»

Чтобы поддерживать мотивацию учиться весь урок, организуйте дискуссию на противоречивую тему. Разделите класс на группы, которые подберут аргументы к разным утверждениям. Например, вы разбираете роман «Война и мир». Задайте ученикам вопрос, был ли Пьер Безухов хорошим другом Андрею Болконскому. Предложите одним защищать поступки и слова героя, а другим — осуждать его. Вы сможете ближе познакомить школьников с произведением и помочь им глубже понять характеры персонажей

Можете использовать на уроках подвижные игры — они помогают повысить концентрацию и познавательные способности. Попробуйте поиграть в «Крокодил». Попросите ученика выйти к доске и изобразить персонажа, писателя или название произведения с помощью жестов. Дети захотят учиться, когда увидят, что это может быть весело

Ещё можно поиграть в «Цепочку»: для этого ученикам нужно встать в круг. Учитель выбирает тему, на которую участники будут называть слова — например, неправильные глаголы в английском языке. Называет первое слово и передаёт любой предмет — допустим, мяч — ученику. Тот называет новый неправильный глагол и передаёт мяч другому игроку, который говорит следующее слово. Можно усложнить игру: мяч не передавать, а перебрасывать. Игрок, который назвал неправильное слово, выбывает из круга
Как мотивировать ученика работать на уроках
Попробуйте использовать «ловушки внимания»: что-то нехарактерное для вашего урока. Например, изменение интонации, смену обстановки, новый вид деятельности. Процитируйте произведение или продекламируйте стихотворение, которое станет эпиграфом к вашему занятию. Взбодрите учеников: предложите решить сложную задачку, которая потребует включить логику и воображение. Так вы поднимете активность на уроке

Не бойтесь использовать юмор: он не только привлечёт внимание учеников, но и сблизит вас с ребятами, поможет разрядить обстановку. Расскажите анекдот по теме занятия или предложите забавный и креативный способ запоминания. Например: «Что такое биссектриса? Это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам»

Чтобы поддерживать мотивацию учиться весь урок, организуйте дискуссию на противоречивую тему. Разделите класс на группы, которые подберут аргументы к разным утверждениям. Например, вы разбираете роман «Война и мир». Задайте ученикам вопрос, был ли Пьер Безухов хорошим другом Андрею Болконскому. Предложите одним защищать поступки и слова героя, а другим — осуждать его. Вы сможете ближе познакомить школьников с произведением и помочь им глубже понять характеры персонажей

Можете использовать на уроках подвижные игры — они помогают повысить концентрацию и познавательные способности. Попробуйте поиграть в «Крокодил». Попросите ученика выйти к доске и изобразить персонажа, писателя или название произведения с помощью жестов. Дети захотят учиться, когда увидят, что это может быть весело

Ещё можно поиграть в «Цепочку»: для этого ученикам нужно встать в круг. Учитель выбирает тему, на которую участники будут называть слова — например, неправильные глаголы в английском языке. Называет первое слово и передаёт любой предмет — допустим, мяч — ученику. Тот называет новый неправильный глагол и передаёт мяч другому игроку, который говорит следующее слово. Можно усложнить игру: мяч не передавать, а перебрасывать. Игрок, который назвал неправильное слово, выбывает из круга
Дети усваивают материал легче и быстрее с помощью игр — в том числе компьютерных. Читайте в нашей статье, как они помогают вовлечь учеников в тему урока: 5 видеоигр, которые помогают детям учиться
Дети усваивают материал легче и быстрее с помощью игр — в том числе компьютерных. Читайте в нашей статье, как они помогают вовлечь учеников в тему урока: 5 видеоигр, которые помогают детям учиться
Некоторые дети более замкнуты, чем их сверстники, и им сложнее проявить себя. Помогите им! Постепенно учите ребёнка доверять. И обязательно смотрите детям в глаза во время разговора
Инна Ярцева
психолог и руководитель проекта «Вариант»
Некоторые дети более замкнуты, чем их сверстники, и им сложнее проявить себя. Помогите им! Постепенно учите ребёнка доверять. И обязательно смотрите детям в глаза во время разговора
Инна Ярцева
психолог и руководитель проекта «Вариант»

Как мотивировать ребёнка достигать успехов

Чтобы дети стремились к высоким результатам в учёбе, давайте им сложные, но посильные задания. Если видите, что ученику слишком трудно и он не справляется — надо вернуться к более простым упражнениям, вспомнить предыдущую тему, дать задание проработать уже пройденный материал. Если у ученика ухудшились отметки, постарайтесь выяснить, с чем это связано: возможно, вам стоит продумать для него отдельный план занятий, где он сможет наверстать упущенное и разобраться в новом материале. Старайтесь учитывать темп усвоения темы и выполнения заданий отдельных учеников

Стремление достигать успехов зависит от того, какая в классе атмосфера: поддерживает ли учитель школьника в случае неудачи, с какой интонацией задаёт вопрос, какими словами указывает на ошибки, отмечает лимдостижения. Если у вас в классе есть стеснительные дети или дети с особенностями развития, не заставляйте их выступать публично. Попросите рассказать теорему не у доски, а лично вам или ответить письменно. Так ребёнок будет знать, что его особенности уважают, и он может стремиться к большему
Как мотивировать ученика работать на уроках
Чтобы дети стремились к высоким результатам в учёбе, давайте им сложные, но посильные задания. Если видите, что ученику слишком трудно и он не справляется — надо вернуться к более простым упражнениям, вспомнить предыдущую тему, дать задание проработать уже пройденный материал. Если у ученика ухудшились отметки, постарайтесь выяснить, с чем это связано: возможно, вам стоит продумать для него отдельный план занятий, где он сможет наверстать упущенное и разобраться в новом материале. Старайтесь учитывать темп усвоения темы и выполнения заданий отдельных учеников

Стремление достигать успехов зависит от того, какая в классе атмосфера: поддерживает ли учитель школьника в случае неудачи, с какой интонацией задаёт вопрос, какими словами указывает на ошибки, отмечает лимдостижения. Если у вас в классе есть стеснительные дети или дети с особенностями развития, не заставляйте их выступать публично. Попросите рассказать теорему не у доски, а лично вам или ответить письменно. Так ребёнок будет знать, что его особенности уважают, и он может стремиться к большему
Опирайтесь в отношении детей на правило «зелёной ручки»: подчёркивайте и хвалите своих учеников. Поддержка их сильных сторон создаёт у детей ощущение безопасности и даёт право на ошибку. Безопасность позволяет расслабиться и сосредоточить всё своё внимание на знаниях и опытах, которые вы проводите на уроках
Инна Ярцева
психолог и руководитель проекта «Вариант»
Опирайтесь в отношении детей на правило «зелёной ручки»: подчёркивайте и хвалите своих учеников. Поддержка их сильных сторон создаёт у детей ощущение безопасности и даёт право на ошибку. Безопасность позволяет расслабиться и сосредоточить всё своё внимание на знаниях и опытах, которые вы проводите на уроках
Инна Ярцева
психолог и руководитель проекта «Вариант»
Полезный материал?
Читайте также: