28.12.2022

Как провести интересный урок по литературе

Если хочется заинтересовать детей чем-то, надо самому интересоваться этим и любить эту тему. Так считает Лариса Арачашвили, учитель русского языка и литературы и Амбассадор цифрового образования. Она понимает, что когда ученики возвращаются домой, Пушкин может проиграть интересному сериалу. Но Лариса любит литературу и готова заряжать этим своих учеников. Как именно — рассказали в статье.

Давать контекст

Ученикам интереснее погружаться в чтение, если они понимают, почему именно этой темой заинтересовался автор, было ли это связано с его жизнью или исторической эпохой.

Например, читать стихотворение Пушкина «19 октября» невозможно без определённого экскурса в историю. Важно рассказать ученикам про открытие Царскосельского лицея, про декабристов.

И нельзя обойти стороной личную жизнь поэта: нужно пояснить, почему Пушкин дружил с Кюхельбекером и Пущиным, почему его отправили в ссылку. Так ученикам станет понятнее, о чём именно писал поэт, и они смогут проникнуться его историей.

Учить искать отсылки к классике в современной культуре

Современные фильмы, книги, музыка, сериалы увлекают детей больше, чем классическая литература. А что, если научить школьников видеть параллели между школьными произведениями и современной культурой?

Например, Лариса учит видеть похожие черты между Человеком-пауком и Мцыри — ведь это романтические герои в чистом виде. Или анализировать, что похожего у героев «Преступления и наказания» и «Мстителей».

Также на уроках можно использовать музыку современных исполнителей, в которой встречаются аллюзии на классические произведения. Когда школьники узнают, что авторитетные для них люди ссылаются на поэтов — им становится интереснее узнать про автора.

Для знакомства с Иосифом Бродским Лариса включает в начале урока песню «Комната» популярной среди школьников группы 25/17. В этой песне есть прямые отсылки к известному стихотворению поэта. После этого ребятам становится интереснее разбирать, что значит комната для поэта и для современных музыкантов, обсуждать биографию Бродского.

Окружить интересной информацией

В любом кабинете урока литературы висят портреты писателей. В кабинете Ларисы они тоже висели. Но когда на уроке дети не узнали изображение Некрасова, учитель поняла, что портреты достаточно бесполезны.

Вместо них Лариса повесила плакаты. Например, на одном плакате было написано «Чтение даёт возможности узнать много новых кельвыражансов». Дети обратили внимание на незнакомое слово и начали искать его значение в интернете. Так они не только обогащают словарный запас, но и практикуют работу с информацией — дети знают те сайты, которым можно доверять.

Ещё в классе Ларисы висел плакат с количеством книг, которое прочитали писатели и учёные. Самый частый вопрос, который звучал от детей: «Почему у Лермонтова там мало книг?». На плакате было написано, что он прочитал 931 книгу.

Лариса вместе с детьми стали вспоминать причины: Лермонтов умер молодым, у него было много других увлечений — он был неплохим художником, ещё он служил. Оказалось, что дети запоминают эти факты — но смогли вспомнить их только благодаря информации, которая заинтересовала.

Использовать инструменты вовлечения

На своих уроках Лариса использует искусственный интеллект, который оживляет портреты классиков. Смотреть на это гораздо интереснее, чем на портреты, которые просто висят в классе и не привлекают внимания.

Ещё учитель использует сервисы, которые помогают проводить опросы и тестировать учеников: Quizizz, Plikers, Joyteka.

Но Лариса считает, что цифровые сервисы стоит использовать, когда они действительно нужны. Детей можно увлечь не только онлайн-квестом, но и сделав традиционный урок литературы интересным.
Полезный материал?
Читайте также: