26.05.2022

Нужно ли давать ученикам задания на лето: мнения учителей

64% мам и пап считают, что детей нужно занимать летом. Поэтому они планируют отдать детей на дополнительные занятия — по иностранному языку, на танцы и рисование. Также 18% опрошенных считают, что летом не стоит забывать про школьные занятия — и будут повторять русский язык и математику.

А мы решили узнать у учителей, как они относятся к домашним заданиями на лето и дают ли их своим ученикам.
26.05.2022
Нужно ли давать ученикам задания на лето: мнения учителей
64% мам и пап считают, что детей нужно занимать летом. Поэтому они планируют отдать детей на дополнительные занятия — по иностранному языку, на танцы и рисование. Также 18% опрошенных считают, что летом не стоит забывать про школьные занятия — и будут повторять русский язык и математику.

А мы решили узнать у учителей, как они относятся к домашним заданиями на лето и дают ли их своим ученикам.
⛱ Должны ли дети заниматься или лучше летом отдыхать?
⛱ Должны ли дети заниматься или лучше летом отдыхать?
Я за то, чтобы ребёнок был счастлив! А он будет счастлив в ситуации успеха. Иногда нам кажется, что ребёнку надо больше отдыхать летом — пусть играет
и больше гуляет. И это правильно. Но от безделья он тоже устаёт.

Мне кажется, совсем не будет лишним, если школьники повторят некоторые предметы летом. Детям нравится выполнять небольшие задания и двигаться
к результату, особенно если они знают, что у них какой-то навык хромает.

Важно, чтобы ребёнок сам планировал занятия на лето и сам выбрал время, когда захочет это делать. Он должен понимать, зачем ему это.

Татьяна Громова

Учитель младших классов

Татьяна Громова
Учитель младших классов
Я за то, чтобы ребёнок был счастлив! А он будет счастлив в ситуации успеха. Иногда нам кажется, что ребёнку надо больше отдыхать летом — пусть играет и больше гуляет. И это правильно. Но от безделья он тоже устаёт.

Мне кажется, совсем не будет лишним, если школьники повторят некоторые предметы летом. Детям нравится выполнять небольшие задания и двигаться
к результату, особенно если они знают, что у них какой-то навык хромает.

Важно, чтобы ребёнок сам планировал занятия на лето и сам выбрал время, когда захочет это делать. Он должен понимать, зачем ему это.

Однозначного ответа нет ни у учителей, ни у психологов. Прекрасно понимаем, что летние каникулы — заслуженное время для отдыха: чтобы играть со сверстниками, кататься на велосипеде, отдыхать на даче и просто гулять.

Но учителя и многие родители сталкиваются с реальностью: наступает учебный год — а дети забыли программу. Если в старших классах в начале учебного года отводят специальные часы, чтобы повторить пройденное, то
в начальной школе ученик может забыть, как писать, считать, читать. Поэтому вопрос домашнего задания на лето чаще актуален для учеников младших классов.

Придерживаюсь позиции, что задания давать надо. И здесь основные требования именно к учителю — он должен основательно подойти к созданию занятий на лето. Не стоит давать задание ради задания.

Вера Вартанян

Руководитель образовательных проектов «Сферума»

Вера Вартанян
Руководитель образовательных проектов «Сферума»
Однозначного ответа нет ни у учителей, ни у психологов. Прекрасно понимаем, что летние каникулы — заслуженное время для отдыха: чтобы играть со сверстниками, кататься на велосипеде, отдыхать на даче и просто гулять.

Но учителя и многие родители сталкиваются с реальностью: наступает учебный год — а дети забыли программу. Если в старших классах в начале учебного года отводят специальные часы, чтобы повторить пройденное, то
в начальной школе ученик может забыть, как писать, считать, читать. Поэтому вопрос домашнего задания на лето чаще актуален для учеников младших классов.

Придерживаюсь позиции, что задания давать надо. И здесь основные требования именно к учителю — он должен основательно подойти к созданию занятий на лето. Не стоит давать задание ради задания.

Лично моё мнение — не стоит давать предметные задания на лето в виде «реши то, посчитай это». Лето — время, которое нужно посвятить только восстановлению после учебного года. Причём чем дальше от города, тем лучше. Где чище воздух, видно звёзды, а ароматы трав выбивают запах городской пыли. А если ещё и животные рядом — козы, коровы, утки — так просто идеально.

Екатерина Шинкоренко

Учитель физики и астрономии

Екатерина Шинкоренко
Учитель физики и астрономии
Лично моё мнение — не стоит давать предметные задания на лето в виде «реши то, посчитай это». Лето — время, которое нужно посвятить только восстановлению после учебного года. Причём чем дальше от города, тем лучше. Где чище воздух, видно звёзды, а ароматы трав выбивают запах городской пыли. А если ещё и животные рядом — козы, коровы, утки — так просто идеально.

Небольшое количество домашнего задания может помочь развитию ребёнка. Главное, чтобы оно было необязательным. Если задание увлекательное и интересно ребёнку, лето можно провести весело и полезно.

Олеся Малыш

Педагог-психолог

Олеся Малыш
Педагог-психолог
Небольшое количество домашнего задания может помочь развитию ребёнка. Главное, чтобы оно было необязательным. Если задание увлекательное и интересно ребёнку, лето можно провести весело и полезно.
❓ Даёте ли вы задания на лето?
❓ Даёте ли вы задания на лето?
Обычно я даю персональные задания по математике и русскому языку тем ребятам, у кого есть трудности с этими предметами. Стараюсь составлять их вместе с детьми. Контроль я оставляю за ребёнком и обычно не проверяю, потому что считаю, что работать над собой — в его интересах.

Татьяна Громова

Учитель младших классов

Татьяна Громова
Учитель младших классов
Обычно я даю персональные задания по математике и русскому языку тем ребятам, у кого есть трудности с этими предметами. Стараюсь составлять их вместе с детьми. Контроль я оставляю за ребёнком и обычно не проверяю, потому что считаю, что работать над собой — в его интересах.

Даю только одно задание — хорошо отдохнуть летом!


Екатерина Шинкоренко

Учитель физики и астрономии

Екатерина Шинкоренко
Учитель физики и астрономии
Даю только одно задание — хорошо отдохнуть летом!
⛺ Какие форматы занятий вы бы предложили на лето?
⛺ Какие форматы занятий вы бы предложили на лето?
Я составляла задания в форме веб-квеста. Прислала его за 2−3 недели до начала учебного года, чтобы ребята смогли освежить знания и подготовиться к учёбе. В итоге 95% учеников прошли задания.

Также в июне 2020 года проводила для детей марафон по каллиграфии —
и участвовала вместе с ними. Сделала отдельную группу, куда ребята скидывали свои работы. А когда марафон закончился, развозила им сувениры и оставляла их в почтовых ящиках.

Ещё даю список книг. Читают 75−85% учеников, минимум по пять книг из списка.

Татьяна Громова

Учитель младших классов

Татьяна Громова
Учитель младших классов
Я составляла задания в форме веб-квеста. Прислала его за 2−3 недели до начала учебного года, чтобы ребята смогли освежить знания и подготовиться к учёбе. В итоге 95% учеников прошли задания.

Также в июне 2020 года проводила для детей марафон по каллиграфии —
и участвовала вместе с ними. Сделала отдельную группу, куда ребята скидывали свои работы. А когда марафон закончился, развозила им сувениры и оставляла их в почтовых ящиках.

Ещё даю список книг. Читают 75−85% учеников, минимум по пять книг из списка.

Если учитель решает дать задание, то оно должно быть продуманным и не слишком объёмным. Иначе это превратится в кошмар и для учеников, и для родителей.

Учителю нужно прокомментировать ученикам, когда и как его выполнять, сколько времени уделять выполнению. А в младших классах — объяснить домашнее задание родителям.

Лучше сделать подборку из отдельных заданий с рекомендациями, как их выполнять. Подборку делать исходя из интересов, возможностей и способностей ребёнка — с учётом его учебных достижений. Это могут быть карточки или ссылки на различные цифровые сервисы.

Также вместо списка литературы, которую школьники будут проходить в следующем учебном году, лучше дать небольшой список книг исходя из интересов ребёнка. Для этого учитель может обратиться к своим коллегам-предметникам за рекомендациями. Также можно для каждого ребёнка собрать индивидуальное летнее задание — общее от всех учителей.

Важно, чтобы в начале учебного года учитель проверил все работы и дал обратную связь, если ребёнок задание выполнил. А если не выполнил — то не наказывал его плохой отметкой.

Особый подход у учителя должен быть к высоко мотивированным ученикам, которые участвуют в олимпиадах и показывают высокие результаты. Также необходимо подготовить отдельную подборку заданий, желательно договориться о встречах в течение каникул, когда можно обсудить некоторые задания. Встречаться не обязательно очно — можно созвониться.

Самое важное, чтобы летнее задание было не в тягость и не вызывало отторжения.

Вера Вартанян

Руководитель образовательных проектов «Сферума»

Вера Вартанян
Руководитель образовательных проектов «Сферума»
Если учитель решает дать задание, то оно должно быть продуманным и не слишком объёмным. Иначе это превратится в кошмар и для учеников, и для родителей.

Учителю нужно прокомментировать ученикам, когда и как его выполнять, сколько времени уделять выполнению. А в младших классах — объяснить домашнее задание родителям.

Лучше сделать подборку из отдельных заданий с рекомендациями, как их выполнять. Подборку делать исходя из интересов, возможностей и способностей ребёнка — с учётом его учебных достижений. Это могут быть карточки или ссылки на различные цифровые сервисы.

Также вместо списка литературы, которую школьники будут проходить в следующем учебном году, лучше дать небольшой список книг исходя из интересов ребёнка. Для этого учитель может обратиться к своим коллегам-предметникам за рекомендациями. Также можно для каждого ребёнка собрать индивидуальное летнее задание — общее от всех учителей.

Важно, чтобы в начале учебного года учитель проверил все работы и дал обратную связь, если ребёнок задание выполнил. А если не выполнил — то не наказывал его плохой отметкой.

Особый подход у учителя должен быть к высоко мотивированным ученикам, которые участвуют в олимпиадах и показывают высокие результаты. Также необходимо подготовить отдельную подборку заданий, желательно договориться о встречах в течение каникул, когда можно обсудить некоторые задания. Встречаться не обязательно очно — можно созвониться.

Самое важное, чтобы летнее задание было не в тягость и не вызывало отторжения.

Пройти курсы по саморазвитию, сходить в музеи и театры, вступить в ряды волонтёров, создать свой блог о летнем времяпрепровождении в деревне.

Курсы саморазвития обычно рекомендую на платформе Stepik. Как правило, они не очень большие — есть теория и практика, да и проходить можно в любое время.

Екатерина Шинкоренко

Учитель физики и астрономии

Екатерина Шинкоренко
Учитель физики и астрономии
Пройти курсы по саморазвитию, сходить в музеи и театры, вступить в ряды волонтёров, создать свой блог о летнем времяпрепровождении в деревне.

Курсы саморазвития обычно рекомендую на платформе Stepik. Как правило, они не очень большие — есть теория и практика, да и проходить можно в любое время.

На лето максимально важно дать лёгкие творческие задания, в которых ребята смогут проявить нестандартный подход, возможно, поработать над совместным проектом.

При этом важно сделать так, чтобы это было интересно ребёнку. Например, можно геймифицировать квест по достопримечательностям или организовать поход. Это потребует большей подготовки от учителя, но тогда для ребят это будет не наказанием.

Олеся Малыш

Педагог-психолог

Олеся Малыш
Педагог-психолог
На лето максимально важно дать лёгкие творческие задания, в которых ребята смогут проявить нестандартный подход, возможно, поработать над совместным проектом.

При этом важно сделать так, чтобы это было интересно ребёнку. Например, можно геймифицировать квест по достопримечательностям или организовать поход. Это потребует большей подготовки от учителя, но тогда для ребят это будет не наказанием.
✨ В чём польза домашних заданий на лето?
✨ В чём польза домашних заданий на лето?
Если учитель продумал задания, объяснил родителям и детям, как их выполнять, то ученики получат определённые бонусы.

  • Лето пройдёт интересно. Известно, что первый месяц каникул ребёнок активно отдыхает. Но пытливый ум всегда открыт к восприятию нового. И вот тогда задания на лето придут на помощь. Школьник расширит кругозор, узнает много нового и интересного, возможно, у него появятся новые увлечения и склонности к определённым наукам.

  • Психологически ребёнку будет проще начать учебный год. Он чувствует себя увереннее и спокойнее в классном коллективе, если понимает материал и успевает за одноклассниками.

  • Ребёнок учится планировать свой день — когда нет прямой обязанности ходить в школу, жить по определённому режиму, графику. Так постепенно он учится распределять своё время, планировать работу и отдых, становиться ответственным и самостоятельным.

Вера Вартанян

Руководитель образовательных проектов «Сферума»

Вера Вартанян
Руководитель образовательных проектов «Сферума»
Если учитель продумал задания, объяснил родителям и детям, как их выполнять, то ученики получат определённые бонусы.

  • Лето пройдёт интересно. Известно, что первый месяц каникул ребёнок активно отдыхает. Но пытливый ум всегда открыт к восприятию нового. И вот тогда задания на лето придут на помощь. Школьник расширит кругозор, узнает много нового и интересного, возможно, у него появятся новые увлечения и склонности к определённым наукам.

  • Психологически ребёнку будет проще начать учебный год. Он чувствует себя увереннее и спокойнее в классном коллективе, если понимает материал и успевает за одноклассниками.

  • Ребёнок учится планировать свой день — когда нет прямой обязанности ходить в школу, жить по определённому режиму, графику. Так постепенно он учится распределять своё время, планировать работу и отдых, становиться ответственным и самостоятельным.

Задания на лето не даю, но могу только порассуждать на эту тему.

Допустим, что я задала задание на три месяца. Делать его всё равно будут в последний день — даже ночь. Дети начнут нервничать, потому что что-то может не получиться, или объём работы окажется непосильным для одной ночи. Поэтому не вижу в этом смысла.

Екатерина Шинкоренко

Учитель физики и астрономии

Екатерина Шинкоренко
Учитель физики и астрономии
Задания на лето не даю, но могу только порассуждать на эту тему.

Допустим, что я задала задание на три месяца. Делать его всё равно будут в последний день — даже ночь. Дети начнут нервничать, потому что что-то может не получиться, или объём работы окажется непосильным для одной ночи. Поэтому не вижу в этом смысла.

Если летом ребёнок выполняет разнообразные нескучные домашние задания, то в начале учебного года ему не так сложно влиться в процесс. Он меньше регрессирует в знаниях, а иногда даже и прогрессирует.

Олеся Малыш

Педагог-психолог

Олеся Малыш
Педагог-психолог
Если летом ребёнок выполняет разнообразные нескучные домашние задания, то в начале учебного года ему не так сложно влиться в процесс. Он меньше регрессирует в знаниях, а иногда даже и прогрессирует.
✋ И всё-таки, что лучше?
Мнения учителей расходятся. Кто-то считает, что задания на лето помогут ученикам не заскучать и не забыть то, чему они учились весь предыдущий год. А кто-то считает, что самое лучшее летом — забыть об учёбе и отдохнуть.
✋ И всё-таки, что лучше?
Мнения учителей расходятся. Кто-то считает, что задания на лето помогут ученикам не заскучать и не забыть то, чему они учились весь предыдущий год. А кто-то считает, что самое лучшее летом — забыть об учёбе и отдохнуть.
А как вы считаете, нужно ли давать домашнее задание на лето?
Читайте также:
Читайте также: