Методика «Перевёрнутый класс»: особенности и преимущества

17.11.2021
Обучение с помощью цифровых технологий может дополнить и расширить традиционное образование. Рассказываем о методике «Перевёрнутый класс», которая не только освобождает время учителю, но и помогает детям быть более самостоятельными и ответственными.
Что такое методика «Перевёрнутый класс»?
«Перевернутый класс» — это сценарий обучения, при котором теоретический материал изучается учениками самостоятельно до начала урока (как правило, посредством информационных и коммуникационных технологий: видео-, аудио-лекции, интерактивные материалы и других). Время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество, взаимодействие с классом, применение знаний и умений в новой ситуации, и на создание учениками нового учебного материала.
В чём отличие «перевёрнутого» класса от традиционного?
От традиционного класса «перевёрнутый» отличается тем, что на уроке у учителя освобождается время для контакта и индивидуальной работы с учениками. Достигается это за счёт организованной совместной работы учащихся и соответствующих учебных материалов, позволяющих работать самостоятельно и автономно. Работая вместе, учащиеся могут свободно помогать друг другу, не завися от чужого темпа работы. У педагога появляется возможность работать с учеником один на один.
Какие преимущества методики «Перевёрнутый класс» для учителя?
Качественное изменение деятельности.
Экономия времени на объяснении материала
Возможность выявить трудности учеников на раннем этапе
Расширение самостоятельной деятельности учащихся
Добавление деятельностного компонента на уроке
Возможность разнообразить виды деятельности на уроке
Какие преимущества методики «Перевёрнутый класс» для ученика?
Активная позиция при работе с учебном материалом
Возможность работать в удобном темпе и в удобное время
Возможность неоднократного обращения к материалу
Обратная связь с учителем
Самопроверка и рефлексия
Какие особенности методики «Перевёрнутый класс»?
Ученики осваивают материал самостоятельно, а это значит, что каждый ребёнок может регулировать темп, выбирать время работы. Кому-то проще с утра подготовиться и повторить материал, кто-то садится вечером. У ученика есть возможность самостоятельно регулировать количество повторения, например, надо прочитать второй раз — прочитал второй раз, нужно вернуться через часочек к этому материалу, что-то позабылось — вернулся к этому материалу. То есть ребёнок сам регулирует особенности своей подготовки.

На урок дети приходят уже частично подготовленными. Урок начинается с отработки того, что они приготовили дома. Учитель экономит 15−20 минут урока на объяснении материала. Он может перед уроком выявить трудности и пробелы, которые возникли у детей при самостоятельном изучении материала. Сэкономленное время потратить на отработку материала. Модель «Перевёрнутый класс» приводит к качественному изменению деятельности учеников: увеличивается доля самостоятельной работы учащихся. Они становятся более самостоятельными и в итоге более мотивированными, потому что, приобретая знания, не чувствуют, что эти знания им навязываются.

Подготовлено по материалам Ассоциации смешанного обучения.

О других учебных методиках вы можете узнать на бесплатном курсе повышения квалификации «Цифровая трансформация образования: профиль современного учителя». Регистрируйтесь на курс и приглашайте заинтересованных коллег.
Подпишитесь на наши новости