25.05.2023

Как учителю общаться с учениками в школе и за её пределами

В правовых документах нет чётких правил о том, как учителю выстраивать общение с учениками: можно ли детям обращаться к учителю на «ты» или писать сообщения после рабочего дня. Но есть профессиональная этика, которой можно следовать. Вместе со Светланой Видакас, лауреатом конкурса «Учитель года — 2019», цифровым учителем по версии VK 2019 года и амбассадором цифрового образования, разобрались, как определить рамки общения с учениками в школе и жизни.
Маша привет
Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
create your own block from scratch

Что определяет границы коммуникации
между учителем и учеником

В работе педагога важное место занимает профессиональная этика. Её смысл заключается в том, что учитель должен уважать честь и достоинство учеников, вести себя корректно, тактично и внимательно. А также — соблюдать культуру речи, не грубить и не оскорблять детей.

Но взамен учителя могут рассчитывать, что ученики будут вести себя так же уважительно:
  • обращаться к педагогу на «вы» и по имени и отчеству;
  • не кричать и не ругаться;
  • общаться вежливо и без бранных слов.

Правила поведения учеников не закреплены в специальном документе. Но они определяются этическими нормами и распространяются на общение не только в школе, но и в любом другом общественном месте: в транспорте, кафе и театре.

Какими должны быть отношения учителя
и ученика

Идеальный вариант — доверительные отношения, в которых существует граница, за которую дети не заходят и чувствуют её без указания учителя. Это особый уровень мастерства, которому не обучают в педагогических вузах — он приходит только с опытом.

Но доверие и уважение к учителю не возникают по умолчанию. Если дети увидят, что учитель хорошо знает свой предмет, чётко и смело высказывает свою позицию, увлечён чем-то, интересуется своими учениками и уважает их — тогда и они будут готовы довериться и открыться педагогу. А после — соблюдать границы общения и тем самым демонстрировать своё уважение.

Молодому учителю бывает трудно выстроить рамки общения с учениками. Они ещё не знают педагога и могут неосознанно проверять границу — получится ли у них её перейти или нет.

Поэтому учителю с самого начала нужно определить правила общения и поведения — и донести их до учеников. Они могут касаться чего угодно: общения на уроке, на перемене в коридоре, в чатах, поведения в онлайн-пространстве. Например:

  • ученику нужно поднять руку, прежде чем отвечать или задавать вопрос;
  • если школьник опоздал на урок, он получает дополнительное домашнее задание;
  • учитель отвечает в личных сообщениях и общем классном чате только в оговорённое время;
  • ученики могут записывать голосовые сообщения и кружочки, если не понимают что-то в домашнем задании;
  • если ученик не успел сдать домашнюю работу вовремя, оценка снизится на балл.

Если педагог заранее установит границы допустимого, то ученикам нечего будет проверять.

Стоит ли общаться с учениками вне учёбы

Заранее установленные правила помогут учителю в общении с детьми и вне школы. Разберём несколько ситуаций, которые могут произойти — и определим, как педагогу вести себя в них.

Ученик позвал на соревнования или семейный праздник
Если ребёнок позвал своего учителя на мероприятие, которое для него важно, это значит, что он видит в педагоге наставника и его поддержка ученику важна. Соглашаться на приглашение или нет — выбор учителя: важно понять, готов ли он потратить своё время.

Даже если учитель согласится поддержать ребёнка на важных соревнованиях или придёт на праздник, это никак не повлияет на границы их общения. Главное — придерживаться тех же норм общения даже в неформальной обстановке.

Ученики хотят навестить учителя, который отсутствует из-за болезни
Зависит от того, чем болеет педагог. Если это заразно — учеников нельзя впускать домой. Если же это, например, перелом — дети могут навестить учителя, если его это не смущает.

Самый безопасный способ — позвонить учителю по видеосвязи через учебный профиль Сферум в VK Мессенджере. Звонок можно будет вывести на большой экран и пообщаться всем классом. Так и дети не заболеют, и педагогу будет комфортно.

Взаимодействие с учениками в цифровом
пространстве

Основной принцип цифровой коммуникации между учителем и детьми — обратная субординация. Если ученики сами «стучатся» в друзья педагогу в соцсетях, он может решить, добавлять их или нет. Если происходит наоборот — ученики могут переживать, почему учитель добавляется к ним в друзья: может, он хочет узнать, чем они занимаются в свободное время и с кем дружат. Поэтому лучше так не делать.

Если учитель принял заявку от одного ученика, следует и с другими детьми дружить в цифровом мире. Это важно, чтобы подростки не думали, что педагог кого-то выделяет.

Ставить лайки на посты и фотографии можно — если это публикации про учёбу, хобби, достижения. Если это посты личного характера — лучше не поддерживать их своим вниманием.

Переписываться с учениками лучше в классном чате. Главное — заранее установить правила, которые определят границы общения. В них можно прописать, отвечает ли педагог в личных сообщениях, в какое время нельзя писать, допустимо ли отправлять в чат голосовые и видеосообщения, стикеры и эмодзи. Если ученик нарушает правила, важно напомнить ему о них. Но главное — соблюдать их самому.
«Дисциплина — основа всего. Когда всё честно, открыто, чётко — проблем не возникает. Но это занимает время и требует усилий. Возможно, педагог не всегда понимает, зачем проделывать такой большой путь: придумывать правила и придерживаться своих принципов. Но в результате это даёт свои плоды».
Светлана Видакас
Читайте также
Подпишитесь на рассылку, чтобы узнавать самое важное о Сферуме и наших проектах для учителей
Остались вопросы
или пожелания?
© 2023 Сферум. Все права защищены
Нажимая «Подписаться», я принимаю Политику конфиденциальности, даю согласие
на обработку персональных данных и получение писем от Сферума
Напишите команде поддержки на почту info@sferum.ru Мы обязательно вам ответим