Книжный гид от Марии Сониной:
учить учиться

18.11.2021
Продолжаем книжную рубрику от Амбассадора цифрового образования Марии Сониной. В этот раз она написала о том, как работать с установками, лучше запоминать любой материал и учить учиться не только детей, но и взрослых.
Кэрол Дуэк. Гибкое сознание
Редко встретишь такую универсальную книгу. Она действительно подходит всем! Потому, что каждый из нас принадлежит к одному из двух типов людей, описанных в книге. Точнее, это даже не типы людей, это типы установки, которая определяет нашу деятельность, отношение к успехам и неудачам.

Первый тип установки — установка на данность. Вспомните, когда в последний раз вы слышали от своих сына или дочери фразу типа: «У меня ничего не получается, потому, что я тупой (-ая)»? Или, если вы работаете в школе, приходилось ли вам слышать, как ваш ученик, не сумев справиться с очередной контрольной работой, спокойно констатирует: «У меня нет способностей к математике, я гуманитарий, а потому мне никогда не получить за контрольную выше «тройки». А, может быть, вы и сами как-то говорили себе, устав от нестабильности на работе: «Боже, какой я неудачник!»

Во всех этих и других подобных ситуациях речь идёт об установке на данность. Эти люди уверены, что их качества даны им изначально, изменить их практически невозможно. Попадая в ситуацию оценивания, они мыслят категориями «чёрное—белое». Им важно постоянно казаться в глазах окружающих умными, талантливыми, непогрешимыми — совершенство, да и только. Кому-то такую установку прививают с детства, ведь в нашем мире интеллект и успех являются значимыми.

Второй тип установки — установка на рост. Люди с установкой на рост, по словам автора:
«...видят в неудачах источник мотивации. Неуспех информативен. Это сигнал к пробуждению».
«...трактуют успех как максимальную реализацию своих умений, обучение и самосовершенствование»;
Постоянное развитие, самосовершествование, получение новых знаний, движение вперёд, адекватное восприятие внешней оценки — то, что отличает людей с установкой на рост. По словам автора, именно люди с установкой на рост добиваются большего успеха в жизни, чем люди с установкой на данность. Автор приводит много примеров, подтверждающих свой тезис. Примеров из разных сфер — спорт, бизнес, образование, семья — причём, часть примеров узнаваемы, поскольку речь в них идёт об известных людях. если человек с установкой на данность пасует перед трудностями, стремится избегать их (пусть лучше обо мне не будет никакого мнения, чем будет плохое), то для человека с установкой на рост, трудности являются стимулом к развитию.
«Я никогда не забуду момент, когда я впервые произнесла: «Это сложно. Это интересно». В этот момент я поняла: моя установка меняется»
Как мне кажется, я смогла перейти от установки на данность к установке на рост. А потому книга стала для меня в первую очередь подтверждением правильности моей установки. Однако книга оказалась важной для меня и по другой причине. У меня дочь-подросток, и работаю я тоже с подростками. По мнению автора, «школьная культура часто насаждает установку на данность или по меньшей мере относится к ней терпимо. Почему-то считается вполне приемлемым то, что некоторые дети чувствуют себя выше других и вправе придираться к ним. И что некоторые дети — белые вороны и ничего нельзя сделать, чтобы помочь им». Этим автор как бы обозначает роль учителя в развитии личности ученика.

И в завершении ещё одна цитата из книги. Она принадлежит не автору, а социологу Бенджамину Барберу:
«Я не делю общество на слабых и сильных или на успешных людей и неудачников... Я делю общество на тех, кто учится, и тех, кто не учится».
Питер Браун, Генри Рёдигер, Марк Макдэниэл. Запомнить всё
Книга, которая построена с учётом тех принципов, которые она провозглашает. Книга, которую я читала с маркером-выделителем и стикерами-закладками. Книга, которую рекомендую прочитать всем своим коллегам. Это всё о ней — книге с подзаголовком «Усвоение знаний без скуки и зубрёжки. Именно этот подзаголовок зацепил меня, когда впервые увидела книгу на сайте издательства «Альпина Паблишер».

Работая в школе более 20 лет, в последние годы стала замечать, как резко упали у школьников стимулы к заучиванию учебного материала. Зачем учить, если можно открыть Википедию и прочитать там? Знание в их представлении — что-то одноразовое и сиюминутное: потребовалось/нашёл/прочитал/скачал/забыл. В результате в голове молодых людей не задерживаются даже элементарные знания по школьной программе. По мнению авторов книги, зубрёжка — крайне неэффективный метод усвоения знаний:
«Зубрёжка — разновидность интенсивного обучения — напоминает обжорство с последующей рвотой. Многое попадает внутрь, но почти всё очень быстро выходит обратно, не оставляя следа».
Получается, что школьники интуитивно отбрасывают неэффективные способы восприятия информации, на которые их ориентирует учитель? А поскольку им ничего не предлагают взамен, усвоения знаний не происходит, и годы учёбы нередко оказываются потрачены впустую. Я говорю «школьники», но, думаю, у студентов похожая ситуация. Даже если человек обладает огромной внутренней мотивацией к обучению, отсутствие эффективных способов усвоения знаний мешает достичь поставленных целей. Сами авторы пишут об этом уже в предисловии:
«Результаты исследований доказывают: привычные способы обучения оборачиваются пустой тратой времени и сил».
Что же предлагают авторы книги в качестве альтернативы банальному заучиванию учебного материала?
Интервальное обучение. Разнесённые во времени подходы к изучению нового предмета, повторение пройденного материала через увеличивающиеся интервалы времени.
Интерливинг. Переключение с одной темы на другую прежде, чем любая из них будет полностью изучена, перемежающееся освоение различных связанных друг с другом навыков.
Вариативное обучение. Перенос знания из одной ситуации в другую и его применение в новом контексте.
Каждая из трёх составляющих усвоения знаний подробно расписана на страницах книги — предложен теоретический материал, приведено огромное количество примеров использования этих методов в разных сферах (обучение школьников и студентов, спорт, бизнес-тренинги).

Что-то в содержании книги показалось спорным.

«Мы сами не способны оценить, хорошо или плохо учимся» — по контексту, в котором авторы употребили эту фразу, не вполне понятно, идёт ли здесь речь о процессе или результате обучения, или же и о том, и о другом. И где они — измерители хорошего или плохого? Если брать относительный критерий: было—стало, в чём проблема с оцениванием? А если абсолютный, то нет предела совершенству.

Что-то дало новый взгляд на привычные вещи. К примеру, авторы очень много пишут о тестировании, отдавая ему важную роль в припоминании учебного материала. Ставя вопрос ребром:

«Тестирование: мерило уровня знаний или инструмент обучения?», авторы выбирают второе, то есть, тестирование (и самотестирование) необходимо использовать не как инструмент проверки знаний, а как необходимый этап в усвоении нового материала. По мнению авторов, «…тестирование, в отличие от перечитывания, как раз способствует более эффективному использованию знания в новом контексте, при решении незнакомых проблем. Тестирование помогает сохранять в памяти и извлекать из неё даже сопутствующую информацию, по которой нас напрямую не тестировали».

Под тестированием авторы понимают не только закрытые тесты с выбором ответа. «Из всех видов тестирования положительно сказывается на обучении тот, при котором нужно давать самостоятельные ответы, а не выбирать правильный вариант из нескольких предложенных. Ещё эффективнее — написать небольшое сочинение по теме». При этом авторы подчёркивают необходимость постоянной обратной связи при прохождении тестов (в том числе, продумывании её механизмом при самостоятельной работе с тестами учащихся — в этот момент я подумала о том, что как здорово, что некоторые сервисы для создания тестов снабжены функцией добавления комментариев к самому вопросу, вариантам ответа и т. п., что позволяет включить механизм обратной связи и при самотестировании).

Очень импонирует тот ответ, который авторы книги дают всем, кто противопоставляет использование тестов для усвоения знаний развитию творческих способностей, считая эти два понятия взаимоисключающими, поскольку первое вредит второму. Авторы озвучили то, о чём не раз думала я сама: «Усвоение базовых знаний или развитие творческого мышления — это ложное противопоставление. Надо работать и над тем, и над другим. Чем крепче знание предмета — тем больше пространства для маневра получает наш творческий ум, когда приступает к решению новой проблемы».

Что-то в книге заставило соотнести имеющиеся знания/используемые методы с тем, что предлагают авторы, вызвало какие-то ассоциативные связи. «Изучайте вперемежку породы птиц или работы живописцев» — призывают нас авторы, приводя примеры интерливинга. А я вспоминаю известный многим сервис Art Challenge: если регулярно играться на нём, то, как мне кажется, все три этапа обучения, о которых пишут авторы, можно пройти. Сначала будет происходить кодирование информации в краткосрочной оперативной памяти, затем следы памяти закрепятся в ходе консолидации — в ходе этих двух этапов пользователь сервиса сможет научиться со временем выделять как характерные черты стиля, произведений одного художника, так и различия между ними. Чем больше угадывать, тем лучше работает припоминание — знания обновляется, и мы сможем пользоваться им не только, когда находимся на этом сайте, но и когда такая необходимость возникнет в другой ситуации.

Вся книга после прочтения испещрена моими пометками и закладками. Вот пример одной такой страницы.

Вообще книгу так и хочется растащить на цитаты. Вот ещё немного.
Люди должны учиться, и каждый сам отвечает за результаты этого процесса.
Нужно понимать: если учение даётся трудно, значит вы делаете важную работу.
...наименее компетентные студенты дают себе и наименее реалистичную оценку.
Мастерское овладение идеями, навыками и процессами (особенно сложными) — это квест.
Рассматривайте своё мастерство не как фиксированное состояние, а как процесс непрерывного развития.
Пасует перед трудностями тот, кто объясняет провал собственной неспособностью: Мне ума не хватает. А тот, кто видит причины неудачи в недостаточных усилиях или неэффективной стратегии действий, наоборот, вгрызается в проблему глубже и пробует решить её разными путями.
...возможность стать мастером открыта для любого человека с обычными способностями — главное, чтобы у него хватило мотивации, времени и самодисциплины для того, чтобы преследовать эту цель.
Барбара Оакли. Думай как математик
С первых страниц книги читателю становится ясно; книга не о математике. И даже второй заголовок книги — «Как решать любые задачи быстрее и эффективнее», на мой взгляд, не отражает её содержания. С математикой её роднит разве что-то, что многие примеры, на которых раскрывается содержание книги — из области математики. Но постоянное упоминание математики и обращение внимания читателей на то, что изучать математические и естественно-научные дисциплины надо именно рекомендованными автором способами, мне показалось надуманным.

На мой взгляд, содержание книги носит метапредметный характер. Это книга о том, как эффективно работать над содержанием учебного материала, если вы хотите получить прочные знания. Какие способы существуют для того, чтобы сделать возможным доступное изучение любой науки — даже той, к которой, по вашему мнению, вы неспособны.

С первых страниц книга по содержанию напомнила мне другую книгу этого же издательства — «Запомнить всё». Техники обучения те же: интервальное обучение, формирование порций информации, тестирование не как инструмент внешнего оценивания, а как элемент самоконтроля изученного материала. Однако в книге больше теории по функционированию и развитию мозга, много иллюстраций (схемы, картинки, фотографии). А сам текст отлично структурирован: формально это самый что ни на есть учебник. Учебник по предмету, который отсутствует в учебных планах: как научиться учиться. А такие знания очень актуальны в условиях постоянно увеличивающегося объёма информации, когда каждый должен владеть способами работы с ней.

Цитата из книги: «…если вы откладываете занятия на потом, то оставляете себе время только на поверхностное изучение материала в сфокусированном режиме. Вы также взвинчиваете уровень стресса, поскольку понимаете, что вам потом придется заниматься тем, что представляется вам неприятным».

В каждой главе есть задания, направленные на практическое применение изложенного материала (понравилось, что они приведены в формате обращения к читателю, снимается обезличенность, создаётся ощущение заинтересованности автора в развитии читателя). Материал главы в конце обобщается в виде кратких, но ёмких тезисов. Приведены задания на припоминание, а также вопросы по содержанию главы. То есть, сама книга построена на тех же принципах обучения, которым пытается научить автор.

Очень понравился опросник для подготовки к тестам и экзаменам — на мой взгляд, он обладает огромным рефлексивным потенциалом. Если ваш ученик или студент провалил экзамен, но не видит причин своего неуспеха, пытаясь переложить свой провал, к примеру, на предвзятость преподавателя, можно смело предлагать ему воспользоваться этим опросником, чтобы попытаться выявить действительные причины и определить направления для дальнейшей работы.

В конце книги приведены две памятки — «Десять способов преуспеть на экзамене» и Десять способов провалить экзамен". В них в сжатом виде обобщается весь материал книги, давая советы по поводу того, что надо, а что не надо делать в процессе усвоения учебного материала. Думаю, что после новогодних каникул распечатаю в сжатом виде эти памятки и повешу на стене в кабинете.

В статье использованы материалы из блога Марии Сониной.
Подпишитесь на наши новости