01.10.2021

Книжный гид от Марии Сониной: школа в информационном обществе

Амбассадор цифрового образования Мария Сонина отвечает на вопрос «Что читать учителю?». В первой подборке книги о том, как и зачем внедрять цифровые инструменты в обучение.
01.10.2021

Книжный гид от Марии Сониной: школа в информационном обществе

Амбассадор цифрового образования Мария Сонина отвечает на вопрос «Что читать учителю?». В первой подборке книги о том, как и зачем внедрять цифровые инструменты в обучение.

Кен Робинсон, Лу Ароника. Школа будущего

Кен Робинсон уже многим знаком в России: все видели, как минимум, видеоролик, сделанный в технологии скрайбинга, а как максимум, смотрели его выступления на TED и читали другие книги, переведённые на русский язык.

Книга хороша как идеологией (просто наконец вы понимаете, как сформулировать то, что давно витает в вашей голове), так и конкретными примерами американских школ, которые действительно создают школы будущего. И, читая её, вспоминаешь своих знакомых — сетевых и реальных — которые в разных городах и странах тоже пытаются внести свой вклад в создание таких школ.

Цитата из книги: «…эффективность и успехи работы школы в первую очередь <…> зависят от трёх основных факторов, способных в корне трансформировать любую школьную среду: от стиля лидерства директора школы, готовности учителей участвовать в переменах и качества профессионального развития педагогов».

Авторы подробно описывают цели, которые стоят перед образованием в современном мире. Я собрала их краткие описания в схему.

Очень здорово, что сегодня есть школы, которые самостоятельно выстраивают систему внутрикорпоративного обучения, когда школа реально становится самообучающей средой для педагогов.

Борис Ярмахов, Людмила Рождественская. GoogleApps для образования

Книга о сетевых технологиях, об инструментах организации информационной образовательной среды школы — и в бумажном варианте? Да! Не является ли это противоречием? Нет! Потому, что выход этой книги — это:
  • признание того, что в образовательном сообществе накоплен позитивный опыт использования пакета сервисов, входящих в Google Apps;
  • ответ-вызов-что хотите — на бесконечные разговоры на тему «А что вы будете делать, когда Google запретят в России?»: пока одни ноют, другие работают;
  • то, что смело можно показывать всем думающим/сомневающимся — учителю, завучу, директору школы, методисту органов управления образованием: вы ещё не знаете, как построить информационно-образовательную среду? — Тогда мы идём к вам!
В книге очень простым языком даны именно прикладные описания: начиная от регистрации домена, создания и удаления контактов, и заканчивая спецификой работы с отдельными сервисами Google — сайтами, социальной сетью Google+ и др. Даже человек, который никогда ранее не только не администрировал Google Apps, но и, к примеру, не создавал документы на диске Google и не работал в них совместно с другими пользователями, прочитав пошаговые инструкции со скриншотами, сможет сделать это.
«Одним из ключевых направлений трансформации школы сегодня является создание информационно-образовательных сред, представляющих собой экосистемы, в которые объединяются учителя, учащиеся, их родители, местные сообщества, образовательные ресурсы, находящиеся как внутри школы, так и за её пределами, <…>мобильные устройства и самые разнообразные технологии, упрощающие решение традиционных образовательных задач…»

Салман Хан. Весь мир — школа

Книгу необходимо читать всем, кто интересуется современными трендами информатизации образования.
«…мы не можем предугадать, какие именно знания потребуются молодым людям через десять или двадцать лет, и поэтому то, чему мы их учим сейчас, менее важно, чем-то, как они научатся учиться самостоятельно».
Хочется растащить всю книгу на цитаты. Поэтому буду цитировать автора, сопровождая его высказывания своими комментариями.

О перевёрнутом классе

Салман Хан не использует этот термин в явном виде, однако вся его система является реализованным не только в онлайн-формате, но и в рамках отдельных школ и летних лагерей сценарием переворота.
«Электронные уроки высвобождают ценнейшее время на занятиях в классе, которое в противном случае было бы занято лекциями — модель, в которой ученики сидят с пустыми глазами, а учитель не может определённо сказать, кто в аудитории ещё с ним, а кто потерялся по дороге. В нашем случае, если ученики подготовились к уроку заранее, прежде чем начать взаимодействие с учителем, возникает предмет разговора, возможность обмениваться мнениями».
Когда я впервые попыталась ввести сетевые технологии в урочную деятельность, то была поражена результатом именно с точки зрения экономии времени. Я могла больше времени посвящать активным и интерактивным формам преподавания (на которые учителя часто не решаются именно из-за дефицита времени), отрабатывать содержание курса через практические задания. Однако в сознании многих участников образовательного процесса (и прежде всего, родителей) такая модель представляет собой не что иное как нежелание учителя объяснять учебный материал, перекладывание ответственности со школы на семью, репетиторов. Но учитель объясняет материал! Только делает это совершенно по-другому. К тому же, при предварительной работе ученика с содержанием, учитель начинает не с чистого листа, что повышает эффективность усвоения материала.

Об ответственности

«Предполагается, что „ответственность“ существует сама по себе, не связана с процессом обучения, что это бремя родителей и учителей и не имеет отношения к ученикам. Такое отношение, мягко говоря, нежизнеспособно. Получать образование, учиться — значит принимать на себя ответственность. Ребёнок может приобрести настоящие знания только в том случае, если сам примет на себя ответственность за их получение».
Родители чрезмерно опекают своего подростка (одновременно жалуясь и на то, что он не желает учиться, и на школу, которая перегружает ребёнка, и на систему государственной итоговой аттестации). Нормативно-правовые акты в области образования снижают планку личной ответственности ученика: достаточно вспомнить о снижении год назад минимального порога ЕГЭ по обязательным предметам, или то, как законодательство регулирует дальнейшую судьбу ученика, не освоившего программу в переводном классе.

О классно-урочной системе

«Классно-урочная модель превратилась со временем в тяжкое бремя, что совершенно очевидно сегодня, когда экономике больше не нужен покорный, сонный и дисциплинированный рабочий класс, освоивший основы чтения, математики и гуманитарных наук. Сейчас миру нужна другая рабочая сила — творческие, любознательные и мотивированные люди, которые никогда не перестают учиться, развивая в себе способность придумывать и воплощать новые идеи».
Конечно, многое из того, что предлагает автор взамен, кажется утопичным, идущим в разрез с нашими стереотипами о делении содержания образования на предметы, о делении классов по возрасту обучающихся, о количестве обучающихся в классе. Но кто на самом деле знает: а как правильно? Изменения, которые происходят в образовании, затрагивают какие-то отдельные стороны системы, а не всю её целиком. А потому какие бы технологии и устройства не приходили в школу, зачастую они если что-то и меняют, то деятельность учителя. А урок как был пассивным, так таким и остаётся.

Об ученике

«…ученик стал жертвой обучения по типу „швейцарский сыр“ — выглядит цельным, но внутри полно дыр».
Автор пишет о том, что постоянно снижая планку требований к ученикам, мы способствуем тому, что в их знаниях постоянно возникают пробелы. Эти пробелы мешают ему учиться дальше. Как мы оцениваем какую-то ученическую работу? Есть определённый процент её выполнения, который необходим для получения той или иной отметки. Но ведь остальной процент остаётся невыполненным! Вот она — «дырка в швейцарском сыре»!

Об экзаменах

«…парадокс и потенциальная опасность стандартных экзаменов: они проверяют усвоение определённого учебного материала, совсем не обязательно включающего в себя те темы и понятия, на которых учебный план должен быть основан».
Салман Хан много пишет в своей книге о стандартных контрольных и экзаменах. Читала и чувствовала уверенность: определённо, я со своими экспериментами по промежуточной аттестации десятиклассников (об этом можно прочитать здесь) на правильном пути.

О способности учиться всю жизнь

«…мы не можем предугадать, какие именно знания потребуются молодым людям через десять или двадцать лет, и поэтому то, чему мы их учим сейчас, менее важно, чем-то, как они научатся учиться самостоятельно».
Да, в современном, быстро меняющемся мире, образование может быть только непрерывным. И надо, чтобы, закончив школу, ученик понимал, что в течение жизни, ему не раз придётся учиться и переучиваться. И что обучение может быть увлекательным, а не скучным и нудным.

В статье использованы материалы из блога Марии Сониной.
Полезный материал?
Читайте также: