02.08.2022

Классный руководитель: как им стать, что делать и как быть по-настоящему классным

02.08.2022
Классный руководитель: как им стать, что делать и как быть по-настоящему классным
Классный руководитель — это не только учитель, но ещё и проводник для детей. Он передаёт ценности, навыки общения, поддерживает и защищает, может дать совет, помочь решить проблемы с предметами.

Классным руководителем может стать любой педагог, но не у всех есть желание. Это сложная работа: нужно быть готовым к дополнительной нагрузке, к постоянному общению с родителями учеников, к решению проблем в классе.

Если есть желание — этого тоже недостаточно. Важно иметь теоретическую подготовку — а для этого нужно пройти курсы повышения квалификации.

Вместе с Форумом классных руководителей поговорили с Ириной Архиповой — учителем математики и классным руководителем девятого класса в городе Миньяре. Она подробно рассказала, чем занимается классный руководитель и какими качествами ему важно обладать.
Классный руководитель — это не только учитель, но ещё и проводник для детей. Он передаёт ценности, навыки общения, поддерживает и защищает, может дать совет, помочь решить проблемы с предметами.

Классным руководителем может стать любой педагог, но не у всех есть желание. Это сложная работа: нужно быть готовым к дополнительной нагрузке, к постоянному общению с родителями учеников, к решению проблем в классе.

Если есть желание — этого тоже недостаточно. Важно иметь теоретическую подготовку — а для этого нужно пройти курсы повышения квалификации.

Вместе с Форумом классных руководителей поговорили с Ириной Архиповой — учителем математики и классным руководителем девятого класса в городе Миньяре. Она подробно рассказала, чем занимается классный руководитель и какими качествами ему важно обладать.

  • Ирина Архипова

    Учитель математики и классный руководитель школы № 4 г. Миньяра Челябинской области

  • Ирина Архипова

    Учитель математики и классный руководитель школы № 4 г. Миньяра Челябинской области


❓ Что входит в обязанности классного руководителя
Обязанности классного руководителя закреплены в локальных актах школы. Причём у разных школ они могут отличаться.

Глобальная задача — создать безопасную воспитывающую среду в классе. А как он будет это делать — решать ему. Но есть несколько задач, которыми занимается каждый классный руководитель.
❓ Что входит в обязанности классного руководителя
Обязанности классного руководителя закреплены в локальных актах школы. Причём у разных школ они могут отличаться.

Глобальная задача — создать безопасную воспитывающую среду в классе. А как он будет это делать — решать ему. Но есть несколько задач, которыми занимается каждый классный руководитель.
Следить за посещаемостью и успеваемостью
В начале дня классный руководитель узнаёт, все ли ученики пришли в школу, и сразу связывается с родителями тех, кого нет.

Весь рабочий день он общается со школьниками, учителями-предметниками, администрацией школы, чтобы решить текущие проблемы: кто-то опоздал на урок, не выучил домашнее задание или плохо написал контрольную.
Следить за посещаемостью и успеваемостью
В начале дня классный руководитель узнаёт, все ли ученики пришли в школу, и сразу связывается с родителями тех, кого нет.

Весь рабочий день он общается со школьниками, учителями-предметниками, администрацией школы, чтобы решить текущие проблемы: кто-то опоздал на урок, не выучил домашнее задание или плохо написал контрольную.
Решать организационные вопросы
В течение дня классный руководитель решает организационные вопросы класса — например, касающиеся питания учащихся или дежурства по классу. В средней и старшей школе ученики берут на себя ответственность за эти вопросы и сами организуют процессы, но их надо проконтролировать.
Решать организационные вопросы
В течение дня классный руководитель решает организационные вопросы класса — например, касающиеся питания учащихся или дежурства по классу. В средней и старшей школе ученики берут на себя ответственность за эти вопросы и сами организуют процессы, но их надо проконтролировать.
Проводить классные часы и другие мероприятия
На классном часе можно обсудить текущие вопросы и проблемы. Или посвятить его определённой теме — вместе изучить профессии будущего, разобраться в новой технологии, устроить дискуссионный клуб.

Также этом году во всех школах запустят цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Задача классного руководителя — продумать, как пройдёт классный час: формат, повестка, продолжительность.

Классный руководитель вместе с учениками участвует в мероприятиях. Это могут быть не только классические субботники или дни самоуправления. События можно разнообразить: сходить на экскурсию на работу одного из родителей или устроить целую конференцию, где взрослые расскажут о своих профессиях; провести квест в школе.
Проводить классные часы и другие мероприятия
На классном часе можно обсудить текущие вопросы и проблемы. Или посвятить его определённой теме — вместе изучить профессии будущего, разобраться в новой технологии, устроить дискуссионный клуб.

Также этом году во всех школах запустят цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Задача классного руководителя — продумать, как пройдёт классный час: формат, повестка, продолжительность.

Классный руководитель вместе с учениками участвует в мероприятиях. Это могут быть не только классические субботники или дни самоуправления. События можно разнообразить: сходить на экскурсию на работу одного из родителей или устроить целую конференцию, где взрослые расскажут о своих профессиях; провести квест в школе.
Общаться с родителями учеников
Классный руководитель делает это каждый день: встречается лично, созванивается, переписывается в мессенджерах, отправляет информацию в школьный чат. Но основная форма общения с родителями — собрания.
Общаться с родителями учеников
Классный руководитель делает это каждый день: встречается лично, созванивается, переписывается в мессенджерах, отправляет информацию в школьный чат. Но основная форма общения с родителями — собрания.
Изучать новую информацию
Каждый день учителя получают новую информацию: меняется законодательство, появляются новые технологии работы. Классному руководителю важно не упускать эту информацию — повышать свой профессиональный уровень и идти в ногу со временем.
Изучать новую информацию
Каждый день учителя получают новую информацию: меняется законодательство, появляются новые технологии работы. Классному руководителю важно не упускать эту информацию — повышать свой профессиональный уровень и идти в ногу со временем.
Составлять план работы с классом
Классный руководитель составляет программу воспитания и социализации учащихся. В ней он ежегодно планирует воспитательные дела, анализирует и отмечает результаты работы с классом.
Составлять план работы с классом
Классный руководитель составляет программу воспитания и социализации учащихся. В ней он ежегодно планирует воспитательные дела, анализирует и отмечает результаты работы с классом.
Поддерживать свой класс
В младших классах дети часто относятся к классному руководителю как ко второй маме. Бегут жаловаться, если их обидели, делятся переживаниями, хотят, чтобы их обняли.

В средних и старших классах они взрослеют, но всё равно ищут поддержки — чтобы классный руководитель помог исправить плохую оценку в четверти, подсказал, как можно наладить отношения с учителем-предметником. Важно, чтобы во всех этих ситуациях классный руководитель был рядом.
Поддерживать свой класс
В средних и старших классах они взрослеют, но всё равно ищут поддержки — чтобы классный руководитель помог исправить плохую оценку в четверти, подсказал, как можно наладить отношения с учителем-предметником. Важно, чтобы во всех этих ситуациях классный руководитель был рядом.
⏳ Сколько времени занимает классное руководство
При желании классный руководитель может работать каждую свободную минуту. Даже если это не задачи, которые нужно делать руками — он постоянно думает об учениках: как интересно провести классный час или как помочь детям наладить общение друг с другом.

Если хочется разбираться во многих вопросах, классный руководитель также может проходить курсы повышения квалификации. Но во всём должна быть золотая середина, чтобы не выгорать.

Молодым специалистам, кто рвётся погрузиться в самообразование с головой, стоит выбрать один фокус на ближайшие один или два года и следовать ему. Когда они досконально изучат этот вопрос — можно переходить к другому.

Также не стоит брать рабочие дела домой — чтобы полноценно отдохнуть, перезагрузиться и с новыми силами прийти на работу. Это сложно, но этому нужно учиться.
⏳ Сколько времени занимает классное руководство
При желании классный руководитель может работать каждую свободную минуту. Даже если это не задачи, которые нужно делать руками — он постоянно думает об учениках: как интересно провести классный час или как помочь детям наладить общение друг с другом.

Если хочется разбираться во многих вопросах, классный руководитель также может проходить курсы повышения квалификации. Но во всём должна быть золотая середина, чтобы не выгорать.

Молодым специалистам, кто рвётся погрузиться в самообразование с головой, стоит выбрать один фокус на ближайшие один или два года и следовать ему. Когда они досконально изучат этот вопрос — можно переходить к другому.

Также не стоит брать рабочие дела домой — чтобы полноценно отдохнуть, перезагрузиться и с новыми силами прийти на работу. Это сложно, но этому нужно учиться.
❤️ Какие качества и навыки должны быть у классного руководителя
Для классного руководителя важны доброта, честность, искренность, чувство юмора, оптимизм, справедливость, уважение к коллегам, ученикам и их родителям, и даже — любовь. А также…
❤️ Какие качества и навыки должны быть у классного руководителя
Для классного руководителя важны доброта, честность, искренность, чувство юмора, оптимизм, справедливость, уважение к коллегам, ученикам и их родителям, и даже — любовь. А также…
Стрессоустойчивость
Работа с детьми — это работа с эмоциями, а значит, классному руководителю важно быть стрессоустойчивым. И уметь управлять не только эмоциями учеников, но и, что более важно, своими.
Стрессоустойчивость
Работа с детьми — это работа с эмоциями, а значит, классному руководителю важно быть стрессоустойчивым. И уметь управлять не только эмоциями учеников, но и, что более важно, своими.
Креативность
Классный руководитель может использовать иммерсивный метод на классных часах, проводить онлайн-квизы, помогать детям с профориентацией. Новые идеи и творческий подход помогут разнообразить работу с классом и сделать процесс интересным и эффективным.
Креативность
Классный руководитель может использовать иммерсивный метод на классных часах, проводить онлайн-квизы, помогать детям с профориентацией. Новые идеи и творческий подход помогут разнообразить работу с классом и сделать процесс интересным и эффективным.
Внимательность
Прежде всего — к детям, их интересам и проблемам. Ученики нередко рассказывают классному руководителю свои тайны, размышления — они видят в нём старшего товарища, с которым можно посоветоваться. Детям это особенно важно, потому что не каждый ребёнок может поделиться переживаниями с родителями или друзьями.
Внимательность
Прежде всего — к детям, их интересам и проблемам. Ученики нередко рассказывают классному руководителю свои тайны, размышления — они видят в нём старшего товарища, с которым можно посоветоваться. Детям это особенно важно, потому что не каждый ребёнок может поделиться переживаниями с родителями или друзьями.
Управленческие навыки
Классный руководитель — это и стратег, и тактик. Поэтому важно быть целеустремлённым, коммуникабельным, гибким. Также нужно уметь планировать рабочее время, организовывать мероприятия, анализировать свою деятельность, мотивировать детей и родителей.
Управленческие навыки
Классный руководитель — это и стратег, и тактик. Поэтому важно быть целеустремлённым, коммуникабельным, гибким. Также нужно уметь планировать рабочее время, организовывать мероприятия, анализировать свою деятельность, мотивировать детей и родителей.
Ответственность
Важно быть ответственным классным руководителем и предвидеть результат своей работы. Дети — наше будущее, поэтому важно не забывать задавать себе вопрос: «Какими мы хотим их видеть?».

Особый навык классного руководителя — полюбить «жриамули». Это грузинское слово, которое означает весёлый шум: например, щебет птиц или детский гул. Он отличается от обычного людского шума тем, что наполнен радостью.
Ответственность
Важно быть ответственным классным руководителем и предвидеть результат своей работы. Дети — наше будущее, поэтому важно не забывать задавать себе вопрос: «Какими мы хотим их видеть?».

Особый навык классного руководителя — полюбить «жриамули». Это грузинское слово, которое означает весёлый шум: например, щебет птиц или детский гул. Он отличается от обычного людского шума тем, что наполнен радостью.

Шалва Амонашвили, известный педагог, доктор психологических наук, считал, что тот, «кому нравится детский „жриамули“, тот склонен к педагогической деятельности, а кто уже пристрастился к нему, тот обретает своё педагогическое счастье».
Шалва Амонашвили, известный педагог, доктор психологических наук, считал, что тот, «кому нравится детский „жриамули“, тот склонен к педагогической деятельности, а кто уже пристрастился к нему, тот обретает своё педагогическое счастье».
Полезный материал?
Читайте также:
Читайте также: