12.09.2023

Методика Эльконина — Давыдова: как научить детей думать самостоятельно и быть ответственными

В школах применяют разные методики обучения младших школьников. Например, с конца 50-х годов практикуется альтернативная методика обучения Эльконина — Давыдова, которую разработали два советских педагога и психолога. Её суть в том, чтобы дети получали не готовые знания, а приходили к ним самостоятельно опытным путём. Специалисты считают, что такой подход развивает у детей критическое мышление, способность аргументировать своё мнение и проверять факты. Но у методики есть и недостатки — например, ученику будет сложно перейти с этой системы на общеобразовательную. Также обучение полностью зависит от подготовки педагога.


Поговорили с Ольгой Свиридовой — заместителем директора красноярской школы «КУГ № 1 — Универс», которая специализируется на методике Эльконина — Давыдова, и выяснили, в чём её особенности.

История методики Эльконина — Давыдова

--- Методику Эльконина — Давыдова также называют системой развивающего обучения. Её разработали два советских педагога и психолога — Даниил Борисович Эльконин и Василий Васильевич Давыдов — на основе своих теоретических и экспериментальных исследований.


Идеи, которые в дальнейшем стали основой развивающего обучения, педагоги и психологи сформулировали в конце 1950-х годов. В то время учёные ставили под сомнение содержание и методы традиционного обучения. Специалисты считали, что главная проблема образования — отсутствие связи между обучением и психологическим развитием детей.

С 1958 года методику развивали в лабораториях московской школы № 91. Обучение на каждом уроке было организовано так, чтобы школьники смогли самостоятельно поставить задачу, предположить способы её решения, а затем критически оценить то, что получилось. Основными формами учёбы стали дискуссия и эксперимент. На уроках присутствовали автор, методист и психолог, которые наблюдали за поведением детей, их реакцией, ответами на вопросы.

В результате содержание курса и урока менялось в зависимости от итогов работы педагога и учебных результатов детей. Кроме того, соавтором каждого учебника, учебника-тетради, тетради для контрольных работ, методического пособия для учителя всегда выступал учитель-практик.

Школе № 91 в 1963 году присвоили статус экспериментального общеобразовательного учреждения Академии педагогических наук РСФСР. Сейчас это обычная общеобразовательная школа, но она остаётся главной площадкой развивающего обучения.

В 1976 году Давыдов получил план-заказ от Министерства просвещения РСФСР разработать содержание начального образования. К 1996 году система Эльконина — Давыдова стала государственной, и её применяют в муниципальных школах.

Как работает методика

— В системе Эльконина — Давыдова ребятам не дают готовые способы решения задач, инструкции или правила урока. Учитель строит обучение так, чтобы дети, работая с реальными задачами, выдвигали предположения, спорили друг с другом, могли сами дойти до истины, а в итоге открыть новое правило, алгоритм, способ работы.
Цель системы — научить детей самостоятельно задавать вопросы, находить методы поиска ответов и анализировать результат.
В основе учебного процесса лежит «учебная задача» — это задание, которое побуждает детей искать общий способ решения всех задач одного типа. Такой общий способ изменяют в зависимости от особенностей каждой новой задачи, поэтому учебный предмет учитель преподаёт по логике от общего к частному.

Работа на уроках идёт в парах или небольших группах. Учитель ставит перед классом проблему и предлагает каждой группе найти решение. Ученики занимаются исследовательской деятельностью — они воспроизводят основные элементы научной дискуссии: строят предположения, проверяют их, обсуждают полученные результаты.

Считается, что неправильных ответов не существует, а любое предположение — «рабочая версия». Также нет и привычной системы оценок. В конце занятия учитель предлагает школьникам оценить свои результаты. Дети сами выбирают критерии оценивания для каждого типа заданий.

Есть мнение, что развивающее обучение учит только теории, и в нём мало практики. Действительно, дети проводят содержательный анализ, иногда рассуждая как взрослые, они делают чертежи, составляют схемы. Однако при этом они работают на своём детском уровне. Кроме того, ребята работают сообща, объединяются для решения проблемы в пары или группы.

Фрагмент урока по методике Эльконина — Давыдова может выглядеть так. Учитель показывает школьникам сосуды с водой разной формы: один широкий и низкий, второй — узкий и высокий. Задаёт вопрос, в каком сосуде воды больше. Кто-то отвечает, что в первом, потому что он широкий. Кто-то — что во втором, потому что он выше. А кто-то предлагает перелить воду в одинаковые стаканчики и посмотреть, где воды окажется больше.

Учитель достаёт одинаковые стаканчики, помогает ребятам перелить воду. Дети с удивлением обнаруживают, что объём воды одинаковый. Педагог говорит: «Наверное, мы волшебники: если в разные баночки наливаем воду, то её объём разный, а если наливаем в одинаковые стаканчики, то объём воды становится одинаковым!» В классе есть разные дети: те, которые поддерживают учителя, и те, кто восклицает: «Нам так просто кажется! Форма у баночек разная, а воды налито одинаково!»
Таким образом школьники учатся мыслить самостоятельно, ставить под сомнения утверждения, которые предлагает учитель, и приходить опытным путём к собственному мнению.
При этом у методики есть и недостатки. В одном отдельно взятом классе по такой системе работать трудно. Педагогу требуется постоянная поддержка коллег, чтобы те могли оценить, в правильном ли направлении он ведёт детей. Система меняет не только подходы к обучению на уроке, но и поведение школьников и учителей во внеурочное время.

Другой минус системы — большая зависимость от подготовки преподавателя. Учителям нужно постоянно разрабатывать новые идеи для уроков, переосмысливать готовые образцы и методические пособия, что может быть затратно по времени. Если педагог не сможет мотивировать учеников искать ответы на вопросы самостоятельно, обучение пройдёт впустую.

Кроме того, программа методики кардинально отличается от классических систем обучения. Если родителям понадобится перевести ребёнка в обычную школу, для него это будет очень тяжело.

Кому подойдёт методика

— По наблюдениям специалистов методики Эльконина — Давыдова, выпускники школ, где практикуют эту систему, часто имеют более высокие предметные и метапредметные результаты: умеют грамотно читать, задавать вопросы, аргументированно спорить, доказывать, понимать чужую точку зрения и в целом вступать в коммуникацию, они не боятся оказаться неправыми. У ребят обнаруживаются более высокая учебная мотивация и гораздо меньшая тревожность.

Родители учеников в этой системе не должны бояться, что их ребёнок начнёт высказывать и доказывать своё мнение, приносить домой задачки, которые не каждый взрослый может решить. Чтобы помочь родителям адаптироваться, учителя проводят для них консультации, объясняют, что от мамы и папы дома требуется не помощь в выполнении домашней работы, не умение рассказать ребёнку, как надо делать правильно, а способность задать наводящий вопрос, помочь прочитать текст, вместе разобрать непонятные слова.
Учитель в системе Эльконина — Давыдова — это творческий человек, экспериментатор, исследователь, наблюдатель, который не боится ошибаться, любит учиться сам и может найти общий язык с детьми и родителями.
Также он умеет принимать и понимать детей, давать им повод рассуждать, исследовать, доказывать, отстаивать своё мнение. Учитель должен знать, как выдержать паузу в момент детских раздумий и не подсказывать верный ответ, не давать готовых образцов. Педагог должен знать и понимать логику учебного предмета, причину трудностей у детей в обучении. Эти умения приходят с опытом, в командной работе единомышленников, поэтому преподаватель должен постоянно обучаться и совершенствоваться.

Где учителю младших классов освоить методику

— Методику преподают не только на этих курсах, но и в разных педагогических институтах и колледжах — как частных, так и государственных. Например, в МГПУ. В нашей школе мы рекомендуем осваивать методику на частных летних курсах Открытого института «Развивающее образование», где занятия ведут и авторы учебных пособий, и учителя-практики. Однако стоит обратить внимание: занятия платные. Лучше обучаться в школьной команде, чтобы позже внутри школы совместно с учителями внедрять систему в образовательное пространство.

Начинающему учителю нужно оценить, подходит ли ему эта система. Для этого можно пройти стажировки в школах, которые практикуют развивающее обучение и демонстрируют высокие результаты у школьников.
Читайте также
Вам понравилась эта статья?