Светлана Трифанова
Преподаватель русского языка и литературы Алексеевской средней школы № 3 им. Г. С. Боровикова, республика Татарстан
08.12.2023

Как освоить новую тему и развить творческие способности учеников: «Правильный марафон» от учителя русского языка

08.12.2023
Как освоить новую тему и развить творческие способности учеников: «Правильный марафон» от учителя русского языка
Предложите ученикам оригинально повторить материал дома: например, записать видеоурок по новой теме и рассказать его перед классом. Такую технику придумала Светлана Трифанова, учитель русского языка и литературы Алексеевской средней школы № 3 им. Г. С. Боровикова, республика Татарстан — и назвала её «Правильный марафон». Уже год с его помощью ребята не только изучают предмет, но и развивают креативное мышление и навыки презентации.

В нашей рубрике «Идеи и практики» учителя делятся своими авторскими методиками, которые помогут увлечь школьников предметом и повысить их результаты. В этой статье Светлана рассказывает, как пришла к идее «Правильных марафонов», почему детям нравится записывать видеоуроки и как чаты позволяют ученикам получить обратную связь по проекту.
Предложите ученикам оригинально повторить материал дома: например, записать видеоурок по новой теме и рассказать его перед классом. Такую технику придумала Светлана Трифанова, учитель русского языка и литературы Алексеевской средней школы № 3 им. Г. С. Боровикова, республика Татарстан — и назвала её «Правильный марафон». Уже год с его помощью ребята не только изучают предмет, но и развивают креативное мышление и навыки презентации.

В нашей рубрике «Идеи и практики» учителя делятся своими авторскими методиками, которые помогут увлечь школьников предметом и повысить их результаты. В этой статье Светлана рассказывает, как пришла к идее «Правильных марафонов», почему детям нравится записывать видеоуроки и как чаты позволяют ученикам получить обратную связь по проекту.
Что такое «Правильный марафон»
— Когда я увидела, что моим ученикам интересно выполнять творческие, нестандартные задания, я решила проводить «Правильные марафоны».

Сначала мы с десятиклассниками повторяли правила, которые проходили в средних классах, для решения тестовых заданий ЕГЭ. Я попросила учеников выучить теорию к этим заданиям. Когда поняла, что ребята прекрасно разбираются в теме, предложила им поделиться этими знаниями на «Правильном марафоне» — это серия видеоуроков, которые создают сами ученики. Так они могут попробовать себя в роли учителей и рассказать о каком-то правиле, вспомнить и упорядочить материал, а ещё — усилить навыки общения и креативное мышление.

Я проводила «Правильный марафон» в мае 2023 года в восьмом и десятом классах. Ребята готовили свои проекты 5−7 дней, а затем представляли их в учебном чате класса в формате видеоуроков. В восьмом мы брали такие темы: виды односоставных предложений, типы сказуемых, случаи обособления определений. В десятом классе сосредоточились на ЕГЭ: разбирали 12, 13, 19 и 20-е задания.

Как собрать домашнее задание в чате учебного профиля Сферум, загрузить в облачное хранилище все нужные методические материалы?

Собрали пять полезных функций Сферума, которые пригодятся педагогу

в учебном процессе.

Что такое «Правильный марафон»
— Когда я увидела, что моим ученикам интересно выполнять творческие, нестандартные задания, я решила проводить «Правильные марафоны».

Сначала мы с десятиклассниками повторяли правила, которые проходили в средних классах, для решения тестовых заданий ЕГЭ. Я попросила учеников выучить теорию к этим заданиям. Когда поняла, что ребята прекрасно разбираются в теме, предложила им поделиться этими знаниями на «Правильном марафоне» — это серия видеоуроков, которые создают сами ученики. Так они могут попробовать себя в роли учителей и рассказать о каком-то правиле, вспомнить и упорядочить материал, а ещё — усилить навыки общения и креативное мышление.

Я проводила «Правильный марафон» в мае 2023 года в восьмом и десятом классах. Ребята готовили свои проекты 5−7 дней, а затем представляли их в учебном чате класса в формате видеоуроков. В восьмом мы брали такие темы: виды односоставных предложений, типы сказуемых, случаи обособления определений. В десятом классе сосредоточились на ЕГЭ: разбирали 12, 13, 19 и 20-е задания.

Как организовать «Правильный марафон»
— «Правильный марафон» проходил в учебных чатах Сферума. В них мы с учениками обсуждали виды работ, создавали опросы, чтобы распределить роли или темы. Ребята могли получить мгновенный отклик одноклассников на свои проекты в виде стикеров и реакций, а это добавляло им мотивации.

Я предложила ученикам объединиться в группы или пары. Так каждый сумел показать то, что у него получается лучше всего: создать визуальный ряд для видео, подготовить алгоритм правила, придумать текст урока, выступить с ним.

Ребята загорелись идеей снять видео и представили совершенно непохожие работы. Я оценивала проекты по критериям, которые проговорила заранее: полнота объяснения правила, наличие примеров и визуальных схем, отсутствие речевых и грамматических ошибок в речи, творческий подход.
Как организовать «Правильный марафон»
— «Правильный марафон» проходил в учебных чатах Сферума. В них мы с учениками обсуждали виды работ, создавали опросы, чтобы распределить роли или темы. Ребята могли получить мгновенный отклик одноклассников на свои проекты в виде стикеров и реакций, а это добавляло им мотивации.

Я предложила ученикам объединиться в группы или пары. Так каждый сумел показать то, что у него получается лучше всего: создать визуальный ряд для видео, подготовить алгоритм правила, придумать текст урока, выступить с ним.

Ребята загорелись идеей снять видео и представили совершенно непохожие работы. Я оценивала проекты по критериям, которые проговорила заранее: полнота объяснения правила, наличие примеров и визуальных схем, отсутствие речевых и грамматических ошибок в речи, творческий подход.

Чего удалось достичь благодаря проекту
— Преимущество «Правильного марафона» в том, что он не только помогает закрепить учебную информацию, но ещё раскрывает творческий потенциал ученика. Ведь чтобы создать видеоурок, нужно сделать креативное приветствие, выбрать яркие способы передачи информации, визуальный ряд. Детям нравится работать над навыками самопрезентации, а для учителя важно, чтобы ученики получали удовольствие от учёбы.

В наших планах со старшеклассниками — создать серию видеоуроков по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ в рамках «Правильного марафона». Мне кажется, такой контент от учеников будет вдохновлять не одно поколение выпускников и тех, кто только задумался о подготовке к экзаменам.
Чего удалось достичь благодаря проекту
— Преимущество «Правильного марафона» в том, что он не только помогает закрепить учебную информацию, но ещё раскрывает творческий потенциал ученика. Ведь чтобы создать видеоурок, нужно сделать креативное приветствие, выбрать яркие способы передачи информации, визуальный ряд. Детям нравится работать над навыками самопрезентации, а для учителя важно, чтобы ученики получали удовольствие от учёбы.

В наших планах со старшеклассниками — создать серию видеоуроков по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ в рамках «Правильного марафона». Мне кажется, такой контент от учеников будет вдохновлять не одно поколение выпускников и тех, кто только задумался о подготовке к экзаменам.

Вам понравилась эта статья?
Читайте также:
Читайте также: