Галина Баранова
Преподаватель информатики, наставник молодых педагогов и студентов СПО и директор техникума в Калуге
21.12.2023

«Моя цель — передать знания, чтобы другие могли побеждать»

21.12.2023
«Моя цель — передать знания, чтобы другие могли побеждать»
Галина Баранова — преподаватель информатики, наставник молодых педагогов и студентов СПО и директор техникума в Калуге. В детстве Галина не мечтала о профессии учителя, но когда начала преподавать, поняла, что это её призвание. Она любит мотивировать других — студентов и учителей, а ещё быть первооткрывателем.

В нашей рубрике «Быть учителем» Галина рассказывает, как превратила пустую библиотеку в пространство детских инициатив, как обучает айтишников управлять дронами и развивать медиацентр и почему предпочитает онлайн-уроки занятиям в классе. Читайте интервью и слушайте наш подкаст с Галиной, в котором мы обсуждаем, как помочь школьникам с выбором профессии.
Интервью с Галиной Барановой — преподавателем информатики, наставником молодых педагогов и студентов СПО и директором техникума в Калуге. В детстве Галина не мечтала о профессии учителя, но когда начала преподавать, поняла, что это её призвание. Она любит мотивировать других — студентов и учителей, а ещё быть первооткрывателем.

В нашей рубрике «Быть учителем» Галина рассказывает, как превратила пустую библиотеку в пространство детских инициатив, как обучает айтишников управлять дронами и развивать медиацентр и почему предпочитает онлайн-уроки занятиям в классе. Читайте интервью и слушайте наш подкаст с Галиной, в котором мы обсуждаем, как помочь школьникам с выбором профессии.

Как вы решили стать учителем

— Я долго шла к тому, чтобы стать педагогом. Наш школьный учитель ОБЖ однажды сказал на уроке, что преподавателями становятся те, кому не повезло в жизни. Конечно, потом я поняла, что это неправда: во время учёбы в лицее, колледже и университете я наблюдала за учителями — талантливыми профессионалами и яркими личностями. А после колледжа попробовала преподавать сама, и педагогика меня захватила.

Сначала я училась в Калужском индустриально-технологическом колледже. Там у меня была куратор Нина Андреевна — заслуженный учитель России. Её все слушались и очень уважали, боялись подвести. Она стала для меня примером учителя. Уже тогда мне хотелось показать детям, чему они могут научиться здесь и сейчас, а не когда-нибудь в будущем.

Высшее образование я получила в Калужском государственном университете им. К. Э. Циолковского на инженерно-педагогическом факультете. В моей учёбе было два направления: программирование и педагогика. Во время учёбы на третьем курсе я стала преподавать в техникуме, в котором училась ранее: директор предложил мне попробовать, потому что я окончила учёбу с красным дипломом. Так я смогла проверить теорию с пар на практике, могла поспорить с преподавателями, и они часто со мной соглашались. Мне нравилась эта ориентированность на практику. Я стараюсь делать и свои уроки практически полезными.

Когда я начинала свой путь в педагогике, мне хотелось передавать знания студентам и заряжать их мотивацией. Я считаю, что нашу молодёжь недооценивают: ребята способны на многое, но им не хватает ответственности. Это чувство я и пытаюсь развить в детях. Своим примером я показываю, как можно достичь цели, победить в конкурсе, сделать что-то важное.

Сейчас я работаю в Калужском техникуме электронных приборов. До этого немного поработала учителем в Москве благодаря проекту «Большая перемена». Потом приняла участие в конкурсе «Путь наставника» и прошла в топ-5 наставников России. Во время федерального голосования меня заметил министр образования: пригласил вернуться в Калугу и стать директором техникума, где я работаю до сих пор. Мне нравится это место: здесь я могу воплощать смелые идеи и развивать инициативы студентов.

Как вы решили стать учителем

— Я долго шла к тому, чтобы стать педагогом. Наш школьный учитель ОБЖ однажды сказал на уроке, что преподавателями становятся те, кому не повезло в жизни. Конечно, потом я поняла, что это неправда: во время учёбы в лицее, колледже и университете я наблюдала за учителями — талантливыми профессионалами и яркими личностями. А после колледжа попробовала преподавать сама, и педагогика меня захватила.

Сначала я училась в Калужском индустриально-технологическом колледже. Там у меня была куратор Нина Андреевна — заслуженный учитель России. Её все слушались и очень уважали, боялись подвести. Она стала для меня примером учителя. Уже тогда мне хотелось показать детям, чему они могут научиться здесь и сейчас, а не когда-нибудь в будущем.

Высшее образование я получила в Калужском государственном университете им. К. Э. Циолковского на инженерно-педагогическом факультете. В моей учёбе было два направления: программирование и педагогика. Во время учёбы на третьем курсе я стала преподавать в техникуме, в котором училась ранее: директор предложил мне попробовать, потому что я окончила учёбу с красным дипломом. Так я смогла проверить теорию с пар на практике, могла поспорить с преподавателями, и они часто со мной соглашались. Мне нравилась эта ориентированность на практику. Я стараюсь делать и свои уроки практически полезными.

Когда я начинала свой путь в педагогике, мне хотелось передавать знания студентам и заряжать их мотивацией. Я считаю, что нашу молодёжь недооценивают: ребята способны на многое, но им не хватает ответственности. Это чувство я и пытаюсь развить в детях. Своим примером я показываю, как можно достичь цели, победить в конкурсе, сделать что-то важное.

Сейчас я работаю в Калужском техникуме электронных приборов. До этого немного поработала учителем в Москве благодаря проекту «Большая перемена». Потом приняла участие в конкурсе «Путь наставника» и прошла в топ-5 наставников России. Во время федерального голосования меня заметил министр образования: пригласил вернуться в Калугу и стать директором техникума, где я работаю до сих пор. Мне нравится это место: здесь я могу воплощать смелые идеи и развивать инициативы студентов.
Фото из личного архива Галины Барановой
Фото из личного архива Галины Барановой

Что для вас самое важное в работе

— Самое главное в учебном заведении — это дети и обратная связь от них о нашей педагогической работе. Я как директор управляю не только микроклиматом в классе, но и налаживаю рабочие процессы других педагогов. Когда я только начала работать руководителем в техникуме, сначала выяснила потребности наших учеников, и уже отталкиваясь от их запросов выстраивала работу с учителями.

К сожалению, преподавателям бывает трудно поддерживать в детях мотивацию и увлекать их предметом: они устают от нагрузки, новых задач и требований, им самим не хватает мотивации. Поэтому со своими педагогами я начинаю совещания со слов: «Как вы сегодня оцениваете свою мотивацию к работе?» Я всегда пытаюсь научить и преподавателей, и детей находить источники энергии.

Ещё люблю общаться со студентами на переменах. Когда-то у нас была библиотека, а я переоборудовала её под пространство для детских инициатив. Раньше там было пусто, но мы закупили зелёный ковролин, пуфы, модульную мебель, большой телевизор, на котором под Новый год я включаю советские мультики. И студенты всех курсов собираются смотреть их, а я подхожу и узнаю, как у них дела.

Иногда поступают задачи, которые кажутся невыполнимыми и обречёнными на провал. Я люблю браться за них и, несмотря ни на что, выполнять и достигать успеха. Например, научила педагогов старшего возраста пользоваться мессенджерами для решения учебных вопросов. Благодаря этому мы экономим кучу времени.

Сложности в работе, конечно, тоже бывают — в основном они связаны с общением. Некоторым родителям кажется, что педагоги их не услышат и не помогут. Таким родителям я объясняю, как решается проблема. В нашем техникуме мы не говорим на повышенных тонах. Если возникает проблема, причина не в том, что кто-то из нас плохой, а в том, что у нас нарушилась коммуникация.

Хотя мой педагогический стаж — 16 лет, я всё ещё молодой преподаватель. Иногда к этому относятся скептически — и родители студентов, и коллеги. Думают, я не могу быть профессиональным педагогом и директором. И тогда приходится доказывать, что могу. Так я борюсь со стереотипами.
Что для вас самое важное в работе
— Самое главное в учебном заведении — это дети и обратная связь от них о нашей педагогической работе. Я как директор управляю не только микроклиматом в классе, но и налаживаю рабочие процессы других педагогов. Когда я только начала работать руководителем в техникуме, сначала выяснила потребности наших учеников, и уже отталкиваясь от их запросов выстраивала работу с учителями.

К сожалению, преподавателям бывает трудно поддерживать в детях мотивацию и увлекать их предметом: они устают от нагрузки, новых задач и требований, им самим не хватает мотивации. Поэтому со своими педагогами я начинаю совещания со слов: «Как вы сегодня оцениваете свою мотивацию к работе?» Я всегда пытаюсь научить и преподавателей, и детей находить источники энергии.

Ещё люблю общаться со студентами на переменах. Когда-то у нас была библиотека, а я переоборудовала её под пространство для детских инициатив. Раньше там было пусто, но мы закупили зелёный ковролин, пуфы, модульную мебель, большой телевизор, на котором под Новый год я включаю советские мультики. И студенты всех курсов собираются смотреть их, а я подхожу и узнаю, как у них дела.

Иногда поступают задачи, которые кажутся невыполнимыми и обречёнными на провал. Я люблю браться за них и, несмотря ни на что, выполнять и достигать успеха. Например, научила педагогов старшего возраста пользоваться мессенджерами для решения учебных вопросов. Благодаря этому мы экономим кучу времени.

Сложности в работе, конечно, тоже бывают — в основном они связаны с общением. Некоторым родителям кажется, что педагоги их не услышат и не помогут. Таким родителям я объясняю, как решается проблема. В нашем техникуме мы не говорим на повышенных тонах. Если возникает проблема, причина не в том, что кто-то из нас плохой, а в том, что у нас нарушилась коммуникация.

Хотя мой педагогический стаж — 16 лет, я всё ещё молодой преподаватель. Иногда к этому относятся скептически — и родители студентов, и коллеги. Думают, я не могу быть профессиональным педагогом и директором. И тогда приходится доказывать, что могу. Так я борюсь со стереотипами.
Фото из личного архива Галины Барановой
Фото из личного архива Галины Барановой

Как вы развиваетесь в профессии

— У меня нет цели проходить как можно больше курсов и конкурсов. Я уже вышла на международный уровень в плане наставничества. Сейчас моя цель — передать знания, чтобы у других была возможность побеждать.

Например, в техникуме мы открыли медиацентр. Там я научила ребят вести группы, публиковать посты и делать мерч. Теперь мои ученики показывают свои проекты на региональных конкурсах.

А ещё мы в техникуме пролицензировали новую специальность — оператор беспилотных летательных аппаратов. В Калуге мы первые: подумала, что эта специальность отлично подойдёт моим ребятам, потому что они электронщики, а работа с беспилотниками — актуальная сфера.

Из своих навыков, которые хотела бы развить в себе — способность говорить слово «нет». Пока мне трудно отказывать людям, а нередко это оборачивается медвежьей услугой. Также в будущем хочу прокачать навык публичных выступлений. Однажды меня пригласили сниматься в трэвел-шоу, и я поняла, что могла бы попробовать себя в кино, если бы не боялась.

Чтобы развиваться, я каждый день читаю посты в телеграм-каналах по своей профессии: про робототехнику, квантовые технологии, гранты и конкурсы. Также я слежу за учителями-блогерами. Например, мне нравится Татьяна Голощапова — мы с ней лично познакомились в прошлом году. У неё удивительные методики, которые она объясняет в VK-клипах. Так, вместо пятёрок в школе выдаёт детям фишки, а те их обменивают на призы. Ещё нравятся Андрей Федотов и Александр Оджо. Всегда интересно посмотреть: а как у других учителей?
Как вы развиваетесь в профессии
— У меня нет цели проходить как можно больше курсов и конкурсов. Я уже вышла на международный уровень в плане наставничества. Сейчас моя цель — передать знания, чтобы у других была возможность побеждать.

Например, в техникуме мы открыли медиацентр. Там я научила ребят вести группы, публиковать посты и делать мерч. Теперь мои ученики показывают свои проекты на региональных конкурсах.

А ещё мы в техникуме пролицензировали новую специальность — оператор беспилотных летательных аппаратов. В Калуге мы первые: подумала, что эта специальность отлично подойдёт моим ребятам, потому что они электронщики, а работа с беспилотниками — актуальная сфера.

Из своих навыков, которые хотела бы развить в себе — способность говорить слово «нет». Пока мне трудно отказывать людям, а нередко это оборачивается медвежьей услугой. Также в будущем хочу прокачать навык публичных выступлений. Однажды меня пригласили сниматься в трэвел-шоу, и я поняла, что могла бы попробовать себя в кино, если бы не боялась.

Чтобы развиваться, я каждый день читаю посты в телеграм-каналах по своей профессии: про робототехнику, квантовые технологии, гранты и конкурсы. Также я слежу за учителями-блогерами. Например, мне нравится Татьяна Голощапова — мы с ней лично познакомились в прошлом году. У неё удивительные методики, которые она объясняет в VK-клипах. Так, вместо пятёрок в школе выдаёт детям фишки, а те их обменивают на призы. Ещё нравятся Андрей Федотов и Александр Оджо. Всегда интересно посмотреть: а как у других учителей?
Фото из личного архива Галины Барановой
Фото из личного архива Галины Барановой

Как цифровые технологии помогают вам в работе?

— В техникуме мы стремимся к гибридному формату занятий — совмещаем онлайн-уроки и очные. Я больше люблю виртуальный формат: он помогает быть более гибким, везде успевать, подключаться к уроку или совещанию из любой точки. Это открывает новые возможности. Главное — получить информацию, а способ не так важен.

К тому же дети чувствуют себя увереннее на онлайн-уроках. Я думаю, что они лучше усваивают информацию в комфортной обстановке. Недавно обсуждала с педагогами, стоит ли нам в январе сделать четыре дня очных и один дистанционный — это может быть полезно в периоды простудных заболеваний.

Также я постоянно общаюсь с учениками в чатах — мы обсуждаем вообще всё. Например, на днях ученик написал мне: «Можно ли принести в пространство инициатив PlayStation?» Я ответила: «А почему бы и нет». И ещё у меня нет и временных рамок в общении со студентами. Я говорю: если в 23:00 я буду свободна, отвечу.

В образовании я всегда использую цифровые ресурсы. Вот три моих самых любимых:

  • Сферум — отличный инструмент для общения. Звонки внутри чатов помогают быстро обсудить задачи и провести родительские собрания.
  • Академия Минпросвещения: оттуда я беру бесплатные видеолекции и мотивирую педагогов техникума их использовать.
  • Онлайн-формы и опросники: здорово помогают проверять посещение, отслеживать, кто на уроке, а кто заболел. Ещё с их помощью мы решаем вопросы с подарками.

Я бы хотела больше использовать технологии виртуальной реальности на уроках. Например, проектировать модели с помощью VR-очков: дети обожают такие технологии.
Как цифровые технологии помогают вам в работе?
— В техникуме мы стремимся к гибридному формату занятий — совмещаем онлайн-уроки и очные. Я больше люблю виртуальный формат: он помогает быть более гибким, везде успевать, подключаться к уроку или совещанию из любой точки. Это открывает новые возможности. Главное — получить информацию, а способ не так важен.

К тому же дети чувствуют себя увереннее на онлайн-уроках. Я думаю, что они лучше усваивают информацию в комфортной обстановке. Недавно обсуждала с педагогами, стоит ли нам в январе сделать четыре дня очных и один дистанционный — это может быть полезно в периоды простудных заболеваний.

Также я постоянно общаюсь с учениками в чатах — мы обсуждаем вообще всё. Например, на днях ученик написал мне: «Можно ли принести в пространство инициатив PlayStation?» Я ответила: «А почему бы и нет». И ещё у меня нет и временных рамок в общении со студентами. Я говорю: если в 23:00 я буду свободна, отвечу.

В образовании я всегда использую цифровые ресурсы. Вот три моих самых любимых:

  • Сферум — отличный инструмент для общения. Звонки внутри чатов помогают быстро обсудить задачи и провести родительские собрания.
  • Академия Минпросвещения: оттуда я беру бесплатные видеолекции и мотивирую педагогов техникума их использовать.
  • Онлайн-формы и опросники: здорово помогают проверять посещение, отслеживать, кто на уроке, а кто заболел. Ещё с их помощью мы решаем вопросы с подарками.

Я бы хотела больше использовать технологии виртуальной реальности на уроках. Например, проектировать модели с помощью VR-очков: дети обожают такие технологии.
Фото из личного архива Галины Барановой
Фото из личного архива Галины Барановой

Что вас вдохновляет

— У меня есть большое хобби — это огород на даче. Я выращиваю разные овощи: огурцы, помидоры, картошку. Мне нравится работать руками: это помогает разгрузить голову. И радостно видеть результаты своего труда: то, что я сама вырастила, могу с удовольствием съесть.

Ещё меня заряжают энергией путешествия. Часто в поездках по работе я знакомлюсь с новыми интересными людьми, выступаю, обучаюсь, узнаю регионы. А потом встречаюсь с новыми знакомыми в других поездках, на других программах: мы общаемся, поддерживаем друг друга. Так формируется педагогическое сообщество.

Но больше всего меня вдохновляют ситуации, связанные с риском. Чем сложнее задача, тем больше мотивации. К примеру, на одной образовательной программе я была наставником у 79 детей. За пять дней нужно было разработать проект и отправить его жюри. У нас было 38 проектов, курировала всё я — и это помимо работы. 50 ребят прошли в полуфинал, 35 — в финал. Меня это невероятно заряжало. Я считаю, что нужно идти туда, где сложно.
Что вас вдохновляет
— У меня есть большое хобби — это огород на даче. Я выращиваю разные овощи: огурцы, помидоры, картошку. Мне нравится работать руками: это помогает разгрузить голову. И радостно видеть результаты своего труда: то, что я сама вырастила, могу с удовольствием съесть.

Ещё меня заряжают энергией путешествия. Часто в поездках по работе я знакомлюсь с новыми интересными людьми, выступаю, обучаюсь, узнаю регионы. А потом встречаюсь с новыми знакомыми в других поездках, на других программах: мы общаемся, поддерживаем друг друга. Так формируется педагогическое сообщество.

Но больше всего меня вдохновляют ситуации, связанные с риском. Чем сложнее задача, тем больше мотивации. К примеру, на одной образовательной программе я была наставником у 79 детей. За пять дней нужно было разработать проект и отправить его жюри. У нас было 38 проектов, курировала всё я — и это помимо работы. 50 ребят прошли в полуфинал, 35 — в финал. Меня это невероятно заряжало. Я считаю, что нужно идти туда, где сложно.
Полезный материал?
Читайте также: